Вместо рекламы на иностранных каналах будут транслировать социальные ролики

Опубликовано
В октябре 2015 года был принят законопроект, запрещающий распространение рекламы иностранными телеканалами

1 июля вступила в силу норма о запрете распространения рекламы иностранными телеканалами. Как сообщает Министерство информации и коммуникации реклама на иностранных каналах будет замещаться социальными роликами казахстанского производства.

В октябре 2015 года был принят законопроект, запрещающий распространение рекламы иностранными телеканалами. Действовать он должен был с 1 января нынешнего года. Но как сообщает министерство информации и коммуникации РК, ведомство получило большое количество обращений кабельных операторов об отсрочке реализации нормы.

«Ввиду многочисленных обращений кабельных операторов с просьбой отсрочить реализацию нормы государство пошло им навстречу и дало на подготовку полгода.
За это время были проведены прямые переговоры с иностранными телеканалами. Некоторые из них уже сейчас предоставляют очищенный от рекламы контент. К примеру, рейтинговые каналы группы Viasat (TV 1000, Explore, History, Viasat Sport и др)», – сообщил министр информации и коммуникации Даурен Абаев.

Уже сейчас иностранные телеканалы «вырезают» рекламные блоки. «Пустоты» заполняются сообщением о том, что согласно законодательству ретрансляция рекламы не допускается. «Мы работаем над тем, чтобы в будущем заменять эти сообщения на социальные ролики отечественного производства», – заявляют в ведомстве.

Согласно исследованию TNC Asia Group ТВ является лидером среди носителей рекламы уже на протяжении нескольких лет. В 2015 году доля рекламы на телевидении составила 87,5% от всего рекламного рынка в стране. Однако компания сообщает, что в 2015 сам рекламный рынок Казахстана сократился в объемах почти на 25%.

«Больше всех пострадали пресса и радио. Объемы рекламы там сократились на 35,1% и 32,2% соответственно. Что касается телевидения, здесь наблюдается сокращение на 18,8%», – сообщает исследовательская компания.

«На них (иностранные телеканалы. – «Къ») не распространяются многие ограничения, предусмотренные законами нашей страны «О телерадиовещании», «О языках», «О рекламе». Согласитесь, это ставит наши СМИ в заведомо неравное положение.
Кроме того, на многих иностранных каналах транслируется реклама товаров и услуг, не прошедших сертификацию и лицензирование, или вовсе запрещенная на рынке Казахстана, например, алкоголя», – написал на своей странице в Facebook Даурен Абаев.

По мнению министра отечественные каналы не дополучали значительную часть средств с рекламного рынка. Хотя эти деньги могли бы существенно улучшить состояние казахстанского телевидения, пойти на развитие инфраструктуры, создание качественных казахстанских передач, фильмов, сериалов, шоу.

Иного мнения придерживается глава ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова. «Казахстанские телеканалы пока не могут конкурировать в качестве контента с иностранными. Поэтому платежеспособные телезрители будут продолжать смотреть программы и передачи заграничного производства. Выходит, что новый законопроект просто закрывает доступ к аудитории ретранслируемых каналов».

Руководитель юридической службы национальной ассоциации телерадиовещателей Сергей Власенко сообщил редакции «Къ» о том, что при принятии законопроекта обсуждений с представителями отрасли не было.

«Поправки в закон «О телерадиовещании» были приняты спонтанно. Депутаты приняли его довольно быстро и неожиданно. Представителей отрасли поставили перед фактом, поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы урегулировать законодательно некоторые сложности реализации законопроекта», – заявил собеседник «Къ».

Сергей Власенко заявил, что поправки в закон «о телерадиовещании» должны были перенаправить потоки рекламы с иностранных кабельных каналов на отечественные. «Проблема в том, что уже потом обнаружилось, что казахстанские телеканалы и так перегружены рекламой. А больше они принять не могут».

Дело в том, что рекламы в эфире телеканалов не должно быть более 20% от общего времени вещания. «Поэтому для увеличения количества рекламы у отечественных телеканалов нужно вносить поправки в законодательство, – размышляет Сергей Власенко, – но если рекламы станет больше, то мы можем получить отток телезрителей от казахстанских каналов».

Согласно исследованию International Media Service, объем телерекламного рынка Казахстана в 2015 году составил $156 млн. По сравнению с 2014 годом он сократился на 24% в долларовом выражении. Обусловлено это девальвацией тенге, снижением цены на нефть, а также ростом количества рекламы в интернете на 25%.

Эксперты сходятся во мнении, что запрет на распространение рекламы на иностранных телеканалах может повлечь за собой перераспределение рынка рекламы. «Сомневаюсь, что деньги, которые шли на рекламу на кабельных телеканалах, пойдут на рекламу на казахстанских телеканалах. Часть этих денег безусловно уйдет в интернет-рекламу. А другая часть и вовсе будет сэкономлена или использована в других маркетинговых ходах», – заявил директор агентства интеллектуального медиапланирования «Штаб Медиа» Денис Жуков.

Читайте также