«Объединение кодексов – ширма, за которой прячется увеличение налогов»

Опубликовано
По мнению Веры Капациной, «объединение» – это просто вывеска, которой прикрыли очень сильное ужесточение и повышение налогов

В конце февраля текущего года Министерство национальной экономики опубликовало Концепцию объединения Налогового и Таможенного кодексов. По мнению партнера ТОО Angels Niko Advisory Веры Капациной, «под соусом» объединения кодексов власти подразумевают существенный рост налоговой нагрузки на население и бизнес. В интервью «Къ» Вера Капацина представила свои аргументы в пользу этой точки зрения.

– Здравствуйте, Вера Ивановна! Объединение Налогового и Таможенного кодексов – насколько сейчас это актуально? И отражает ли содержание Концепции объединенного кодекса эти стремления?

– Мне до сих пор непонятно, почему общественность молчит по этому поводу. «Объединение» – это просто вывеска, которой прикрыли очень сильное ужесточение и повышение налогов. Очень сильное. Необходимость объединять эти два документа отсутствует. Мы спокойно жили с налоговым и таможенным законодательством. Теперь хотят это все объединить под предлогом, что жизнь станет проще и лучше.

На самом деле, повторюсь, под этим процессом прячется жесткое увеличение налоговой нагрузки. Если сейчас Налоговый кодекс открыть, практически на любой странице будет налог повышен. Сейчас я объясню.

Сегодня я как раз проводила семинар по этой теме. Из них аспекты про объединение кодекса заняли не более 15 минут. В этой части, по сути, предлагаемые меры, если мягко выражаться, очень слабые. Заложенные в нем [объединенном кодексе.– прим. «Къ»] вещи можно делать на уровне Таможенного кодекса. Зачем объединять его с Налоговым кодексом – не понимаю. Остальное время, а это почти 8 часов, мы обсуждали исключительно повышение налоговой нагрузки.

– Какие предложения больше всего Вас беспокоят?

– Во-первых, это косвенные налоги. Замена НДС на налог с продаж. В предложенном варианте налог с продаж представляет собой 5%-е изъятие налога на каждом этапе реализации. Для Казахстана, где большая часть населения зарабатывает исключительно на торгово-посреднической деятельности, это будет мощный пинок для инфляции, который еще не снился.

При каскадном методе, когда на каждом этапе изымается 5%, при наличии 4-5 посредников себестоимость вырастает моментально.

– Насколько она может вырасти?

– Давайте представим. Я покупаю у вас товар с накруткой в 5%. Дальше у меня уже товар выходит на 5% выше. Я, соответственно, цену подниму на размер налога, плюс добавлю свой налог с продаж, а это еще 5%. У меня еще один покупатель, он получает от меня на 10% дороже. Он также повышает на 10%, плюс закладывает свои 5% налога. А поскольку база для налога растет в зависимости от числа посредников, налицо геометрическая прогрессия. И это пугает. У нас нормально работающий НДС, который хорошо функционирует. Его проверяют. Введение налога с продаж – просто полный бред.

– Бюджет выиграет.

– Бюджет выиграет колоссально. Представьте, когда на каждой реализации он будет получать 5%. Этот налог сильно поможет бюджету, но он выбьет бизнес из колеи и даст стремительный толчок инфляции. Боюсь, госорганы не понимают, что они делают.

– Как это скажется на отечественном производстве? Вырастет ли его конкурентоспособность в сравнении с импортом?

– Представим картину. Я покупатель и хочу купить насос. Я могу купить его в Казахстане и за границей. Везде я плачу 5%. Однако если в Казахстане до моего поставщика этот насос прошел через двух-трех посредников как минимум, то этот насос будет изначально дороже, чем импортный. Искусственное увеличение цен будет всегда подрывать конкурентоспособность.

Тут есть второй момент. Экспортеры не будут платить налог с продаж. Налоговики подают это как щедрый подарок экспортерам. Я считаю, что они и без него умрут. Потому что они покупать будут с налогом. Себестоимость станет высокой. Как они будут продавать его на внешнем рынке, большой вопрос?

– Можете чуть-чуть разъяснить по части экспортеров?

– Вы экспортер и у вас есть продукт или товар на экспорт. Чтобы его произвести вы должны закупить необходимые товары, работы и услуги для себя. Вы работаете в Казахстане, и эти покупки будут идти как минимум с налогом в 5%, который вам накручивают поставщики. Когда вы продаете на экспорт, вы не применяете налог с продаж, но от этого уже не холодно и не жарко. Себестоимость и так выросла на размер приобретенного налога.

– Теперь понятно. А что по другим налогам? Рост?

– Это очевидно. Сейчас мы детально один косвенный налог посмотрели. Если налог с продаж введут, это будет катастрофа. Дальше идем – налоги и сборы с заработных плат. Соц. налог будет реформироваться. Ключевая новелла – облагаться будут договоры гражданско-правового характера.

–?

– Есть соц. налог. Он равен 11%. Его платит работодатель с доходов своих работников. У меня могут быть ситуации, когда я какие-то взаимоотношения имею не с работником, а со сторонним человеком. Мне, к примеру, нужен отчет. Я не хочу брать для этого оценщика, или консультанта и прошу эксперта написать мне консалтинговый отчет. В нем он дает рекомендации, что и как мне делать. Он написал, и я ему заплатила, как договаривались 1 тыс. тенге условно.

Он не мой работник, соответственно, платить за него соц. налог я не должна. Но теперь налоговые органы обязывают, чтобы по договорам гражданско-правового характера мною, как работодателем, уплачивался соц. налог за него. Или другой пример – сломался компьютер. Я вызываю айтишника, чтобы его отремонтировать. Он не ИП и не сотрудник. Но за оплаченные расходы по ремонту я еще должна заплатить соц. налог за него, как за своего сотрудника. И это затронет все договора сервисного характера. Учитывайте, их достаточно много. Зачем все это?

Потом, если брать ИП: есть те, у которых есть работники и те, у кого их нет. У них соц. налог в некоторых случаях устанавливается не как 11%, а как привязка к МРП либо коэффициент к МРП. Это тоже будет отменено и будет стандартно – 11%. И вот это все ляжет на плечи работодателя.

– Население тоже ждет повышение налогов?

– Конечно. Нас в части индивидуального подоходного налога ждет прогрессивная шкала. Сейчас налог равен 10%. А будет 5%, 12%, 15%, 20%. Градация, понятно, привязана будет к доходам. Пока есть драфтовая градация. Люди с низким, между низким и средним, средним и высоким доходом – в зависимости от годового показателя. Это еще не все. Дальше будет оптимизация налоговых льгот. Когда звучит слово оптимизация, это значит…

– Сокращение.

– Правильно. Налоговые льготы, которые оставались, их и так мало. Теперь их не станет и вовсе.

– Пока далеко не ушли, не могли бы назвать основные из них?

– Норма по уменьшению НДС на 70% для юрлиц, осуществляющих переработку сельхозсырья. Это «ФудМастер», «Адал» и другие.

– По-моему, их отменяют в рамках принятых обязательств ВТО?

– Возможно. Хотя НДС – косвенный налог. В общем, к числу их получателей также будут отнесены производители сельхозпродукции и продукции аквакультуры, а также сельхозкооперативы. У них тоже льгота 70% по НДС будет отменена.

– Что скажете насчет реформы специальных налоговых режимов (СНР)?

– Это хлеб малого бизнеса Казахстана. Будет полностью пересмотрен СНР. Будет три режима. Первый, это ИП без наемных работников. Если сейчас они платят 2%, то будут платить 5% от доходов.

– Рост в 2,5 раза?

– Да. ИП без работников мы уже сказали, будет 5% платить. Потом будет режим для малого бизнеса. В нем прописано право вычитать расходы по оплате труда ваших работников. Там необходимо соответствие определенным критериям.

– Ставка будет единая, полагаю?

– Я думаю, да. И третий, обычный, общеустановленный режим СНР-ов просто физически существовать не будет. Для ИП без наемных работников устанавливается потолок – 10 тыс. долларов в год. Это они должны зарабатывать меньше 1 тыс. долларов в месяц. Это немного на самом деле. По сути, это будет настолько ограниченный в количестве класс предпринимателей, который может воспользоваться льготой в 5%.

Сейчас в сфере МСБ на патентах и «упрощенке» сидит очень много компаний. МСБ весь на этом – себя кормит и дает рабочие места еще. Завтра предлагается лишить их этого куска, который они и так с трудом зарабатывали. Зачем – тоже непонятно.

– В бюджете все очень плохо?

– Очень плохо, по-видимому.

– В части налогообложения недропользователей что бы Вы смогли сказать?

– Недропользователи платят ряд своих специфических налогов. Чем сейчас в первую очередь обеспокоен законодатель? Есть компании-недропользователи, у которых имеются производственные цепочки с конечным каким-то продуктом на выходе. Я сейчас грубо возьму в пример Казахмыс. Они добывают медь. Процесс следующий. Сначала выкапывается руда с содержанием меди. Потом они ее перерабатывают, обогащают, плавят и потом на выходе продают красивые медные пластины. Я сейчас условно обобщаю, чтобы было общее понимание.

Если смотреть шире, то получается, что компания выкапывает руду на одном конце и продает пластину на другом. Стоимость килограмма пластины и руды разная. Контракт у Казахмыса только на добычу– то есть там, где в этой производственной цепочке должна заканчиваться контрактная деятельность. У вас полный цикл. Соответственно, правила по недропользованию и налоги на недропользование должны быть только здесь, где условно компания добыла руду.

Сейчас встает вопрос, где провести эту налоговую границу, причем внутри самой компании. Поделить самого себя и сказать, эта часть – моя контрактная деятельность, а вот эта – внеконтрактная. И эта контрактная часть налоги платит по правилам для недропользования. Таким образом, я – Казахмыс должен вести раздельный налоговый учет. Я должен вести учет контрактной деятельности, и ведя раздельный учет, сдавать декларацию по другой своей части.

Но тут возникает дилемма. Я сам себе в этой цепочке не могу продать медную руду. Возникает вопрос, как собирать декларацию по корпоративному подоходному налогу по контрактной части? Ведь я себе ничего не продала. Поэтому есть определенные правила, как в таких случаях считать доходы. Закон говорит, вы должны взять свои расходы по контрактной деятельности и умножить их на 20%. Вот это и будут ваши доходы по контрактной деятельности. Хотя я сам себе ничего не продал.

Налоговые органы сталкиваются с такой проблемой, что сложно провести эту границу внутри компании. Ладно, с медью еще понятно. Возьмем уран. Вы же его не выкапываете. Сначала роется яма, потом заливается щелочь, эту жижу оттуда высосали. Это еще не уран. Его нужно переработать. Уран где-то позже получается. Я что хочу сказать: до желтого кека есть еще несколько этапов, когда вы начали яму копать. Тоже вопрос – где тут налоговая граница контрактной деятельности? Второй – как поделить расходы? Например, у меня три трактора, где некоторые задействованы в контрактной части, а другие вне контракта. Два инженера, где один задействован в контрактной части, а другой вне. Дворники, и так далее.

Возникает ключевая проблема – как распределить расходы между контрактной и внеконтрактной деятельностью в рамках одной компании? Налоговики переживают, что налогоплательщики плохо делят такие расходы. И по этой причине идет куча недопоступлений.

– В чем заключаются основные риски?

– Риск субъективности. Если прямые затраты вы точно можете определить, то общие затраты, свойственные и контрактной и внеконтрактной деятельности, разделить будет сложнее. Вам нужно очень детально вести учетную политику. Построить ее так, чтобы все понимали, к чему относится каждый ваш винтик и болтик. Это огромная нагрузка на персонал, кто занимается учетом.

– Можно ожидать и роста издержек на бухгалтерские услуги?

– Однозначно, но не только это. Приведу более наглядный пример. У вас большая семья, 5 детей. И старший сын говорит: я пошел продавать семечки, буду зарабатывать 30 тыс. тенге и жить автономно. И вы живете в одной квартире – 5 человек. Вы должны выставить ему счет за коммунальные услуги: сколько воды и света он потратил, начислить амортизацию на стиральную машину и так далее. То же самое должен сделать условно Казахмыс.

– На что влияет этот дележ?

– На сумму дохода. Я – недропользователь и поделил расходы. На контрактную деятельность 20%, а на остальную 80%. Пришли налоговики и говорят, здесь будет 10% и вне контракта 90%. И доначисления. Они хотят прописать, что есть контрактная деятельность, а что внеконтрактная. Я могу написать, разделить. Но риск в том, что налоговик с этим разделением не согласится. И как недропользователь я налоги буду платить, к примеру, не с 20% расходов, а с 10% или наоборот с 25%. Это вызывает субъективизм и сложность учета, со всеми вытекающими рисками штрафа, пеней и прочим. Сейчас задача налоговиков – четко прописать, как они будут выделять контрактную часть? Что будет в нее входить, а что нет.

Параллельно хотят исключить бонус коммерческого обнаружения и перенести нагрузку на НДПИ. Планируется поменять формулу, и НДПИ станет выше. Это очевидно. Дальше идем. У нас ведь есть еще общераспространенные полезные ископаемые. Они тоже платят налог на добычу. Ставки сделают в МРП и хотят убрать поправочные коэффициенты, которые есть к этим ставкам.

Но это не ключевые вещи. Самое важное сейчас, это как будет происходить деление на контрактную и внеконтрактную части. Это напрямую влияет на налог на сверхприбыль. В разрезе недропользования это достаточно масштабная вещь. Налог на сверхприбыль зависит от того, как вы это поделите. Не так вам поделят, извините, и налоги будут другие.

– Насколько я помню, в части недропользования упоминается привязка к видам ископаемых ресурсов. Можете эту сторону пояснить?

– Я Казахмыс, и у меня налог на сверхприбыль никогда не возникнет. Почему? Потому что моя контрактная деятельность закончена вот тут – выкопанный кусок земли/руды. А продаю медную продукцию, это уже вне контракта. Это и переработка, и обогащение и так далее. И в этой, первой, части налог на сверхприбыль не плачу. Потому что такая специфика моего бизнеса. А теперь представьте – я нефтяник. Нефть сырую надо перерабатывать? Нет. Добыл ее и в трубу закачал. Плачу я налог на сверхприбыль? – да, плачу. Понимаете?

– Не совсем…

– В зависимости от вида полезных ископаемых, у меня получается разная налоговая нагрузка. Вот налоговики говорят, что из 150 компаний недропользователей, которые работают в горнорудном секторе, в 2014 году налог на сверхприбыль заплатило только 7 предприятий. А есть желание, чтобы платили все. Если у меня горнорудка, то сверхприбыли не будет. Потому что контрактная часть заканчивается на выкопанной руде. Я ее не продала, а мне сдавать декларацию по доходной части. Налоговый кодекс говорит: в таких случаях расходы надо умножить на 20%. И все – маржа вечно 20%. Налог на сверхприбыль возникает, когда маржа превышает 25%. Или достигает этого значения. А если нефть выкопали и продали – у вас сразу маржа и налог на сверхприбыль возникает соответственно.

Сейчас идет движение в сторону, чтобы этот налог снимать не только с тех, кто торгует жидкими углеводородами, но и с тех, кто работает в горнорудном секторе.

– Как они могут это сделать?

– Они сделают дифференцированный подход, как они и написали. Механизм расчета налога на сверхприбыль будет отличаться от того, что Вы добываете. Для горнорудки напишут не 20%, а, к примеру, 30%. Это уже будет выше, чем порог для налога на сверхприбыль с этой контрактной части.

– В части социальных изъятий что ожидает бизнес? Понимаю, что это не совсем налоги в чистом виде. Но в проекте нового бюджетного кодекса, средства фондов, которые будут аккумулировать эти потоки, войдут в консолидированный бюджет.

– Это отдельная большая тема. Это три мощные реформы, которые в Казахстане сейчас приняты и мы будем их видеть. Это всеобщее декларирование, обязательное медицинское страхование и пенсионная реформа. В рамках этих реформ мы будем видеть нагрузку на население и работодателей. Поэтому если добавить к объединению кодексов то, что вы сказали, это только усугубит картину.

Если коротко, то медстрахование – это дополнительная нагрузка на население и бизнес. Вы как лечились в частных платных клиниках, так и будете лечиться. Только теперь еще будете доплачивать государству за медицинское страхование. Если говорить очень коротко – государство переложило медрасходы на плечи работающего класса. Зачем, спрашивается, тогда государство?

Суть пенсионной реформы – я как работодатель буду доплачивать 5% сверху с 2017 года. За своих работников.

– Есть мнение, что в реальности это бремя ляжет на работников?

– Я так и сделаю – откуда дополнительно деньги брать? Правда, трудовой кодекс защищает права работников, и работодатель будет вынужден ждать окончания трудового контракта. Если контракт бессрочный – тогда только увольнение по статье. Тут палка о двух концах, понимаете? Если работодатель адекватный, он должен правильно объяснить ситуацию. В итоге все стоят перед выбором – или закрываться или ужиматься. Причем, не только работникам.

– Какие изменения заложены в имущественные налоги?

– В них тоже будут реформы. Все льготы по транспорту отменят. А по имуществу – вас заставят платить налоги с рыночной стоимости.

– Какие основные льготы сейчас есть по транспорту?

– Там особо льгот нет. Есть льготы на транспортный налог для инвалидов и участников ВОВ. Теперь их не будет.

– В части имущества, что значит с рыночной цены?

– Вы купили земельный участок за 1 млн тенге. Прошло два года, и он стоит 5 млн. Вы будете обязаны платить налог с 5 млн тенге.

– А кто будет определять стоимость?

– Хороший вопрос. Надо вводить систему оценки. Я думаю, будет какая-то автоматизированная система или госорганы вменят кому-то эту работу.

– Оценка на ежегодной основе?

– Боюсь, что да. Ставка пока не ясна. Но налоговая база поменяется точно в сторону повышения. И если вы раньше занимались налогами на землю или имущество, то знаете, что у нас есть привязка к баллу бонитета, зональности и поправочным коэффициентам. Это все будет исключено, и будет база, равная рыночной цене.

Читайте также