Перейти к основному содержанию

1279 просмотров

Вы только дайте нам мандат

С открытием парламентской избирательной кампании основные политические партии начинают обозначать приоритеты своей работы в случае попадания в мажилис. Ничего революционного в списке обещаний нет – все поднимаемые вопросы и так стоят на повестке дня.<br /><br />

Вы только дайте нам мандат

Вы только дайте нам мандат
С открытием парламентской избирательной кампании основные политические партии начинают обозначать приоритеты своей работы в случае попадания в мажилис. Ничего революционного в списке обещаний нет – все поднимаемые вопросы и так стоят на повестке дня.

Предвыборную платформу правящей партии «Нур Отан» – «Казахстан. Цели 2017» – на прошлой неделе представил ее лидер, президент Нурсултан Назарбаев. По его словам, в ближайшие пять лет, ко времени следующих парламентских выборов, уровень ВВП на душу населения достигнет $15 тыс. При этом рост среднемесячных доходов населения не отстанет от роста экономики, а заработные платы бюджетников сравняются со среднереспубликанскими. Обещает глава государства продолжить развитие несырьевого сектора. «В 2017 году инвестиции в несырьевой сектор экономики вырастут на 15%, значительно увеличится доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП. Экспорт готовой продукции увеличится на 40%, в 1,5 раза увеличится производительность труда в промышленности, удвоится объем производства металлургии. Химическая отрасль и легкая промышленность на треть обеспечат потребности внутреннего рынка», – отмечает он.

В преддверии выборов Нурсултан Назарбаев снова старается повысить значимость своей партии в системе государственного управления. По его мнению, «Нур Отан» должен активнее участвовать в формировании кад-рового состава исполнительных органов власти. «В нашей партии должна быть четкая система кадровой политики, следует усилить роль партии в отборе кадров на ответственные посты государственных менеджеров: от руководителей департамента в районе и области до министра», – подчеркнул он. Кроме того, «Нур Отан» должен стать центром выдвижения стратегических государственных инициатив. Проекты важных законов и программ необходимо предварительно широко обсуждать на партийных площадках, съездах, конференциях и расширенных заседаниях политсоветов. Как и российский «тандем», глава государства предрекает сложную мировую экономическую ситуацию в 2012 году и настаивает на том, что победа «Нур Отана» повысит шансы страны в борьбе с надвигающимся кризисом. «Мировой кризис отразится, естественно, и на нас, и он внесет свои коррективы. Поэтому, несмотря на все наши успехи, мы должны быть готовы к любым непредвиденным ситуациям», – отмечает Нурсултан Назарбаев.

Помимо стандартных требований о демократизации общества, борьбе с коррупцией и усилении социальной защиты населения, общенациональная социал-демократическая партия «Азат» заявила своей целью развитие малого и среднего предпринимательства. На предвыборной партийной конференции сопредседатель ОСДП Жармахан Туякбай предложил полностью освободить от налогообложения малый и средний бизнес сроком на пять лет. «Необходимо обеспечить кредитование малого и среднего бизнеса по ставке не выше 6%», – отметил он. Кроме того, «Азат» требует сократить количество контролирующих разрешительных организаций в 10 раз.

Предвыборной новеллой от партии «Ак Жол», славящейся большим числом бизнесменов в своих рядах, стало требование усилить требования к людям, стремящимся получить казахстанское гражданство. В предвыборной платформе «Перемены, чтобы двигаться вперед!» «Ак Жол» предлагает ввести экзамен на знание государственного языка, Конституции и истории Казахстана при предоставлении гражданства иностранцам. В отличие от Жармахана Туякбая, Азат Перуашев предлагает освободить МСБ от НДС и КПН сроком на три года с начала их деятельности. Кроме того, «Ак Жол» предлагает организовать общественный контроль работы предприятий, запущенных по Программе индустриализации, причем не сейчас, а 3–5 лет спустя: по статистике, в этот период закрывается 90% создаваемых частных компаний. «Выживаемость предприятий должна быть гораздо выше, раз уж в них вкладываются государственные деньги», – отмечают делегаты съезда. Также «Ак Жол» настаивает на переходе к «экономическому национализму»: постепенный переход полезных ресурсов в казахстанскую собственность и сокращение квот на привлечение иностранной рабочей силы.

Первый заместитель председателя демократической партии «Адилет» считает, что в мажилис должно пройти не менее 3–4 партий. «Противостояние политических сил должно происходить не на улицах, а в стенах парламента, в рамках цивилизованного диалога», – комментирует он «Къ». Вместе с тем политик считает, что некоторые партии склонны к необоснованному популизму. Требование «Ак Жола» ввести экзамен на знание госязыка он называет попыткой набрать дополнительные очки на эмоциях граждан. «Такое возможно, когда титульная нация будет занимать 95–98% от всего населения страны. Пока в многонациональном Казахстане такие меры преждевременны», – отмечает собеседник «Къ». Кроме того, Толеген Сейдумаров считает, что предложение ОСДП отменить налоги для МСБ на пять лет лишат государственный бюджет доходов. «Мы не против либерализации режима, но не полной отмены. Мы за снижение НДС до 7%, социального налога – до 12%», – отмечает он. По мнению зампреда «Адилета», нынешняя ситуация позволяет его партии рассчитывать на половину голосов избирателей – опять же, при условии «честных и справедливых выборов».

Предварительные данныеПо данным социологического исследования Института парламентаризма «Социально-политические настроения населения в Казахстане», на предстоящих выборах за партию «Нур Отан» готовы отдать голоса 84% намеревающихся прийти на избирательные участки в день голосования. За партию «Ак Жол» готовы отдать голоса 2,7% избирателей, за ОСДП – 1,8%.

1807 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработал Молочный союз Казахстана при участии ФАО ООН и Евразийского банка реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance