2038 просмотров

Своим ходом

Казахстанская нефтяная промышленность получила прямой доступ в порты Мирового океана – национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) приобрела два супертанкера класса Aframax для перевозки нефти и нефтепродуктов из Батумского нефтяного терминала, принадлежащего Казахстану, и портов Черного моря. Общая стоимость сделки составила $100 млн<br /><br />

Казахстанская нефтяная промышленность получила прямой доступ в порты Мирового океана – национальная компания «КазМунайГаз» (КМГ) приобрела два супертанкера класса Aframax для перевозки нефти и нефтепродуктов из Батумского нефтяного терминала, принадлежащего Казахстану, и портов Черного моря. Общая стоимость сделки составила $100 млн

9 декабря в Батумском нефтяном порту прошла церемония приемки двух первых крупнотоннажных танкеров. Собственником судов стала Национальная морская судоходная компания «КазМорТрансФлот» (КМТФ). В мероприятии приняли участие управляющий директор по транспорту нефти КМГ Нуртас Шманов, председатель правления КМТФ Марат Орманов, генеральный директор АО «КазТрансОйл» (КТО) Каиргельды Кабылдин, советник генерального директора Казахстанского института нефти и газа Жаксыбек Кулекеев.

Учитывая большой размер приобретенных судов, им дали имена в честь больших горных масси-вов – «Алатау» и «Алтай». Корабли были построены в Южной Корее на вервях компании Samsung Heavy Industries в 2009 и 2011 годах соответственно. Длина каждого из них составляет 248 метров, ширина – 44 метра. Дедвейт, то есть водоизмещение, – 115 тыс. тонн, что относит танкеры в категории судов с приставкой «супер», причем общая масса нефти, которую они могут перевозить, достигает 100 тыс. тонн.

Покупка танкеров – ход, направленный на сокращение издержек казахстанских нефтяников. Сейчас Мировой океан бороздят порядка 4 тыс. танкеров, большинство из которых принадлежат независимым судоходным компаниям, у которых нефтяные компании фрахтуют большие грузовые суда. По информации «Къ», последние 10 лет стоимость фрахта на мировом рынке постоянно растет – сейчас сутки эксплуатации нефтяного танкера обходятся компании в более чем $100 тыс. Таким образом, $100 млн, в которые обошлись КМГ «Алатау» и «Алтай», хватило бы лишь на 1,5 года ежедневной аренды танкеров. При этом срок службы одного танкера может достигать 25 лет. Новые казахстанские суда будут перевозить нефть из портов Батуми, Новороссийск, Одесса в направлении Черного и Средиземного морей, в числе пунктов назначения можно отметить Мидию и Констанцу. При этом ежемесячно они смогут транспортировать 400 тыс. тонн казахстанской нефти. Общая стоимость перевозимой нефти в год может превысить $2 млрд. На сегодняшний день флот группы компаний «КазМорТрансФлот» насчитывает 21 судно различного типа и назначения, в том числе 8 танкеров, 6 из которых работают в акватории Каспийского моря. В соответствии со стратегией развития до 2020 года, КМТФ планирует увеличить общий тоннаж собственного флота до 1,4 млн тонн путем приобретения еще 4 крупнотоннажных судов.

По информации Нуртаса Шманова, приобретенные танкеры отвечают всем международным стандартам. «Мы уже наняли сервисную компанию, которая будет отвечать за технический менеджмент. Это серьезная международная компания, под ее обслуживанием в Мировом океане плавает порядка 260 судов», – отмечает он. Со временем, по мере овладения отечественными специалистами опытом в техническом менеджменте, часть функций по обслуживанию танкеров будет передана КМТФ. По мнению управляющего директора КМГ, «Алтай» и «Алатау» окупят себя в течение 7–8 лет.

Марат Орманов отмечает, что покупка двух танкеров – очередной шаг в укреплении позиций Казахстана на мировом рынке нефти. Он назвал день приемки судов историческим, подчеркнув важность формирования Транскавказского нефтяного коридора. «С помощью наших танкеров мы сможем повернуть транзит по направлению Западный Китай – Западная Европа на порт Батуми», – подчеркнул глава КМТФ.

Танкеры в нефтеперевозкеОсновной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры. Малотоннажные танкеры используются для специальных целей – в том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом в 16,5–25 тыс. тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры 25–45 тыс. тонн – для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 45 тыс. тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем.

banner_wsj.gif

3647 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg