Перейти к основному содержанию

1274 просмотра

Пиво лоббирует особый статус

Пивовары стран – участниц ТС объединились, чтобы настаивать на исключении пива из-под действия технического регламента ТС «О безопасности алкогольной продукции». Пивовары не считают пиво алкогольным напитком и хотят разработать отдельный технический регламент на пиво.

Пивовары стран – участниц ТС объединились, чтобы настаивать на исключении пива из-под действия технического регламента ТС «О безопасности алкогольной продукции». Пивовары не считают пиво алкогольным напитком и хотят разработать отдельный технический регламент на пиво.

Производители пива и безалкогольных напитков стран – участниц ТС приняли решение о создании единой ассоциации в рамках ТС, а теперь, наверное, уже ЕврАзЭС, в целях защиты своих интересов.

По мнению президента Союза пивоваров Казахстана Бексултана Меирбекова, чрезмерные законодательные требования значительно ограничивают свободу коммерческой деятельности пивоваров и препятствуют развитию отрасли, что, в свою очередь, снижает ее инвестиционную привлекательность. «Мы присоединяемся к мнению Беларуси и будем очень жестко настаивать на отдельном техрегламенте для пивоваренной продукции. Это позиция пивоваров всех трех стран. При этом никто не говорит о том, что требования к обороту пива, установленные нормами национального законодательства, должны быть отменены. Речь идет о необходимости детального и максимально точного описания условий производства, связанных с безопасностью продукта», – говорит Бексултан Меирбеков.

Исполнительный директор Союза российских пивоваров Алик Туйгунов пояснил «Къ», что в 2010 году прошло первое чтение в Государственной Думе РФ «Законопроекта о техническом регламенте на пивоваренную продукцию», в последующем этот процесс проработки остановился и в пивоваренной отрасли создался отдельный документ, в котором многие вещи совершенно не проработаны, есть много недочетов и, соответственно, поэтому Россия поддержала предложение Беларуси.

«По своим свойствам, а также по особенностям производственного процесса пиво существенно отличается от напитков, которые традиционно считаются алкогольными. Нельзя уравнивать настолько разные виды продукции – это некорректно ни с юридической, ни с технической точки зрения. У нас есть весомые основания для выделения пива в отдельный технический регламент, который должен разрабатываться с участием экспертов и учитывать все технические особенности производственного процесса. Только так можно полноценно контролировать безопасность продукта, что в интересах и потребителей, и госорганов, и производителей», – говорит А. Туйгунов.

«Беларусь стоит на достаточно твердых позициях по выделению пива в отдельный техрегламент, эта позиция согласована со всеми государственными профильными органами и министерствами. Они высказывают абсолютную поддержку нашей позиции, потому что в противном случае пострадают не только пивовары, но и смежники», – утверждает исполнительный директор Гильдии пивоваров Беларуси Владислав Скребцов.
Надо отметить, что до 21 декабря 2011 года проект технического регламента «О безопасности алкогольной продукции» будет обсуждаться на заседании комиссии ТС, где будет рассмотрен вопрос готовности проекта техрегламента к принятию, а именно – насколько было достигнуто единое мнение государств с представителями отрасли, но фактически официально проект будет работать с 1 января 2012 года.

Напомним, по данным пивоваров Казахстана, в результате действующей акцизной политики, Казахстан является единственной страной в мире, где акциз на пиво превышает акциз на спиртные напитки. В России ставки акцизов для пива и спиртных напитков находятся примерно на одном уровне. В Европе обратная ситуация – акциз на спиртные напитки в 4–19 раз выше акциза на пиво.

1086 просмотров

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработали Молочный союз Казахстана, Комиссия ООН по продовольственной безопасности и Евразийский банк реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance