Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Долгая дорога к пулу

Премьер-министр Украины Николай Азаров предложил Казахстану вернуться к идее создания трехстороннего зернового пула Украина – Казахстан – Россия, который поможет контролировать 20% мирового зернового экспорта. Интересно слышать это предложение от украинской стороны, которая «притормозила» этот проект в прошлый раз. Эксперты отрасли отнеслись к идее премьера скептически.

Долгая дорога к пулу

Долгая дорога к пулу
Премьер-министр Украины Николай Азаров предложил Казахстану вернуться к идее создания трехстороннего зернового пула Украина – Казахстан – Россия, который поможет контролировать 20% мирового зернового экспорта. Интересно слышать это предложение от украинской стороны, которая «притормозила» этот проект в прошлый раз. Эксперты отрасли отнеслись к идее премьера скептически.

Прогноз IGC (Международный совет по зерну – «Къ») актуализировал вопрос о создании зернового причерноморского пула экспортеров зерна в составе России, Украины, Казахстана. Впервые о необходимости создания «зернового ОПЕК» было заявлено на Всемирном зерновом форуме в Санкт-Петербурге летом 2009 года. Словосочетание «зерновой пул» впервые было озвучено в 2007 году Российским зерновым союзом. Он инициировал создание Черноморского зернового пула в составе России, Украины и Казахстана с возможностью последующего присоединения к нему таких стран, как Венгрия, Болгария, Румыния, Турция. Переговоры по этому вопросу начались, но предложение так и не было реализовано. Как заявляли эксперты, во многом это произошло из-за позиции украинской стороны. Очевидно, резкая смена мнения Украины о зерновом пуле связана с политическими изменениями в стране.

Однако на прошлой неделе Николай Азаров, находившийся с визитом в Казахстане, предложил вернуться к идее создания трехстороннего причерноморского зернового пула в формате Украина – Казахстан – Россия. «Мы даем вместе – три страны – 20% мирового экспорта, и с нами бы считались», – сказал он.

По словам украинского премьера, объединение «позволит трем странам координировать экспортную политику и зарабатывать на этом хорошие деньги». Целью зернового пула, по замыслу Азарова, является избежание диктата ценовой политики на зерно трем постсоветским странам со стороны зернотрейдеров, с тем чтобы эта цена устанавливалась странами-экспортерами. «Нам надо объединиться и взять под контроль цены на такой важный стратегический товар, как продовольственная пшеница», – сказал он.

Официальной реакции казахстанских и российских властей на предложение Украины пока не последовало.

Впрочем, предостерегают эксперты, Украина, Казахстан и Россия являются конкурентами в сфере продажи зерна на мировом рынке.

Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко считает идею Азарова непонятной. По его словам, пока нынешнее правительство Украины в течение нескольких месяцев сдерживало зерновой экспорт, традиционная украинская экспортная ниша оказалась занятой российским зерном. «Достаточно вспомнить схему по поставкам туркменского газа в Украину и участие России как посредника в ней. Этот бизнес закончился тем, что Россия выкупила туркменский газ и теперь продает его Украине по баснословным ценам. Похожий сценарий нас ждет и с зерном. Как вы думаете, кто будет управлять в зерновом пуле? Конечно, Россия, после того как выкупит украинское и казахское зерно. Зачем Украине это?» – возмутился заявлениями премьер-министра г-н Клименко.

При этом идею г-на Азарова поддержал директор украинской компании «Агробиотех» Сергей Пономаренко. Он считает, что Украина могла бы помочь России и Казахстану выращивать высококачественные зерновые, уменьшая затраты на пестициды, а также хранить и отгружать казахское зерно на экспорт и при этом «неплохо заработать на его переработке».

По мнению президента Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгения Гана, в вопросе создания зернового пула ясности нет. «Нечетко прописаны интересы для каждой из сторон, неизвестно, будут ли учтены интересы стран в равной степени. Но более-менее ясно для чего (необходимо создание пула – «Къ») – это позволит нам проводить более устойчивую политику на зерновом рынке», – добавил он. Также он отметил, что проблема транспортировки казахстанского зерна, которую возможно было решить с помощью зернового пула, не будет решена до тех пор, пока не будет собственного вагонного парка.

Несколько лет назад в одном из интервью о зерновом пуле президент холдинга Astana Group Нурлан Смагулов сказал, что Казахстан, Россия и Украина – это конкуренты на рынке зерновых, особенно в продаже пшеницы хорошего качества. Тогда он отметил, что Украина не может добиться такого качества зерна, как Казахстан.

С ними уже считаютсяСогласно прогнозу IGC, Россия, Украина и Казахстан в этом сельхозгоду (июль 2011 – июнь 2012) могут увеличить торговлю зерном в 2,5 раза – до 55 млн тонн, против 22 млн тонн в прошлом сельхозгоду. Этот прогноз повлиял и на оценку мировой торговли зерном, которая в ноябре повышена до рекордных 254 млн тонн против 250 млн тонн, прогнозировавшихся в октябре. В прошлом сельхозгоду объем мировой торговли зерном составил 243 млн тонн против 240 млн тонн в предыдущем году. По прогнозу аграрных ведомств трех стран, в этом сельхозгоду Россия может экспортировать около 25 млн тонн зерна, Украина – 27 млн тонн, Казахстан – до 15 млн тонн.

3522 просмотра

Как гостиничный бизнес Узбекистана пытается догнать растущий поток туристов

Власти республики объявили туротрасль стратегической и выделяют немалые средства из бюджета на поддержку этого бизнеса

Фото: Shutterstock.com/Marina Rich

Увеличить и количество гостиниц, и объем номерного фонда в два раза планирует Узбекистан уже до конца 2021 года – рынок требует все больше мест для туристов.

В 2019 году Узбекистан посетили 6,7 млн туристов. Три года назад этот показатель был равен лишь 2,2 млн человек. По оценке Всемирной туристской организации при ООН, республика сейчас на четвертом месте среди стран с наиболее динамично развивающейся туристической отраслью. Растущий поток гостей выявил слабые места, которые тормозят развитие туризма в Узбекистане. Одна из главных болевых точек – гостиничный фонд.

Койко-место под узбекским солнцем  

На начало года в Узбекистане, по данным Госкомитета по развитию туризма, насчитывалось 1,2 тыс. объектов инфраструктуры гостеприимства, 70% из них – это гостиницы, 18% – хостелы и 12% – другие виды размещения. Общий номерной фонд составляет 24 тыс. и рассчитан на 50 тыс. койко-мест. «Средний уровень загрузки гостиничного фонда по итогам 2019 года составил 83%. Это очень большой показатель. В пиковые сезоны порой невозможно найти свободного номера в Ташкенте и особенно в таких туристических центрах, как Хива, Самарканд, Бухара», – прокомментировал начальник департамента по стратегическому развитию и кадровым ресурсам Госкомтуризма Шухрат Исакулов.

По словам председателя Ассоциации отельеров Узбекистана Фарангиз Абдуллаевой, из-за повышенного спроса понятие сезонности для гостиниц становится менее актуальным. «Узбекистан всегда считался сезонным направлением. Но в 2019 году серьезная загруженность была на протяжении всего года», – подчеркнула Фарангиз Абдуллаева. 

Поддержать сумом

Провозгласив туризм стратегической отраслью, власти Узбекистана взялись за решение проблем с дефицитом гостиничного фонда. В 2019 году в стране стартовала программа субсидирования строительства новых отелей. Государство покрывает расходы застройщиков в размере 40 млн сумов ($4,2 тыс.) за один номер для трехзвездочных гостиниц и 65 млн сумов ($6,8 тыс.) за номер в «четырех звездах». 

Учредитель трехзвездочного отеля «Согдиана» в Самарканде Азиз Ташев – один из тех предпринимателей, кто такой поддержкой уже воспользовался. «Благодаря субсидии государства мы смогли покрыть свои расходы на 20%, а всего получили 4,08 миллиарда сумов (эквивалентно $428 тыс.). Это существенная поддержка для нас. Без дотаций со стороны государства ускоренно развивать туризм невозможно», – уверен Ташев. 

Программа субсидирования будет действовать до 2022 года. За это время количество гостиниц в стране должно вырасти вдвое – до 2,4 тыс, а номерной фонд увеличиться до 50 тыс. Только в прошлом году в Узбекистане появилось 270 новых объектов гостиничного бизнеса. 

Бросить все и уйти в туризм

Власти Узбекистана поддержали предпринимателей не только деньгами, но и административно – упростив порядок и требования к получению лицензии на данный вид деятельности. В результате в стране резко выросло число гостевых домов и хостелов. Именно они, по оценке Шухрата Исакулова, помогли выправить ситуацию в пиковые периоды туристического сезона 2019 года. 

Абдулазиз Икрамжанов полтора года назад с родителями открыл первый хостел в Ташкенте. Сейчас он более чем уверен, что у этого вида гостиниц большие перспективы в Узбекистане. «Мы не ощущаем большой конкуренции, да и разнообразия среди хостелов тоже пока нет. Узбеки привыкли жить в больших домах, а сейчас все больше к людям приходит понимание, что использовать свое жилище для размещения гостей – это нормально. Тем более что никаких проверок или дополнительных бумажек тоже не требуется», – говорит Икрамжанов. 

Отсутствие бюрократии при открытии гостиничного бизнеса приводит к тому, что некоторые предприимчивые владельцы жилплощади в многоквартирных домах регистрируют свое имущество как хостел. Ташкентские риелторы объясняют это тем, что из-за отсутствия номеров в гостиницах туристы часто выбирают посуточную аренду квартир. А по узбекистанским законам если иностранец находится в стране более трех дней, он обязан зарегистрироваться по месту пребывания. 

Хостелы, как и другие объекты размещения, зарегистрированы в единой операционной системе, с помощью которой ведется учет туристов.

«Мы сейчас наблюдаем такую картину, что те предприниматели, которые занимались другими видами деятельности, переключаются в сферу туризма. Потому что туризм быстро окупается. Тем более в условиях дефицита, который есть по номерному фонду», – прокомментировал Шухрат Исакулов. Нехватка средств размещения, по его словам, сказывается на ценовой политике гостиниц. «Стоимость номера в Узбекис­тане относительно выше, чем в других странах. В Ташкенте или Бухаре номер в трехзвездочном отеле будет стоить примерно 40–50 долларов», – отметил Исакулов. Он уверен, что ситуация изменится с появлением большего числа гостиниц в стране.

kak-gostinichnyj-biznes-uzbekistana-pytaetsya-dognat-rastushhij-potok-turistov-2.jpg

Фото: Shutterstock.com/Polina LVT

Красиво жить не запретишь

Рост туристической активности спровоцировал интерес к Узбекистану со стороны компаний, которые специализируются на строительстве пятизвездочных отелей и крупных гостиничных комплексов. В настоящее время в республике всего две гостиницы высшего сегмента – Hyatt Regency и Hilton, обе находятся в Ташкенте. К концу года в узбекской столице откроется отель сети Marriot, сообщила Фарангиз Абдуллаева. «Ведутся переговоры с Sheraton и InterContinental – это те бренды, которые были у нас на рынке, но по определенным причинам ушли с него. Сейчас они возвращаются, и очень активно. Была информация, но пока не подтвержденная, что и Four Seasons хотят войти на наш рынок. Большой интерес крупные бренды проявляют  к Самарканду. Крупные сети хотят выйти на узбекский рынок, потому что для гостиниц в стране действует много разных преференций», – акцентировала председатель Ассоциации отельеров.

Внимание глобальных гостиничных сетей к Узбекистану продиктовано в том числе и ростом деловой активности в стране, которая, в свою очередь, стимулирует развитие такого направления, как MICE-туризм. Этот вид туризма подразумевает проведение крупных бизнес-мероприятий, форумов, конгрессов и так далее. «Мы видим, что строятся отели с конференц-залами, потому что есть спрос, и неплохой. Благодаря этому Узбекистан может позиционировать себя как площадка для организации и проведения деловых мероприятий», – заявила Абдуллаева.

Отели без сервиса – деньги на ветер

Развитие сферы гостеприимства автоматически требует новых, квалифицированных работников отрасли.  Для организации качественного сервиса и подготовки персонала при Госкомтуризме был создан институт развития туризма – это научно-методологический центр, разрабатывающий стандарты и программы обучения, а в Самарканде открыт международный университет «Шелковый путь» для будущих менеджеров в индустрии туризма. 

Кроме того, в прошлом году под юрисдикцию Госкомтуризма перешли 18 профессиональных колледжей во всех регионах страны, а при Ассоциации отельеров Узбекистана появилась академия гостеприимства. Эти учебные заведения будут готовить линейный персонал для стратегически важной индустрии в целом и для гостиниц в частности.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif