Перейти к основному содержанию

1435 просмотров

Венчурный голод

Технологический рывок в Казахстане невозможен без увеличения числа венчурных фондов, способных взять на себя существенные риски. Национальный инновационный фонд с такой задачей справиться не может.<br /><br />

Венчурный голод

Венчурный голод
Технологический рывок в Казахстане невозможен без увеличения числа венчурных фондов, способных взять на себя существенные риски. Национальный инновационный фонд с такой задачей справиться не может.

На прошлой неделе в Павлодаре прошел республиканский форум «Через инновации – к экономике знаний», в котором приняли участие представители государственных органов и национальных компаний, а также бизнесмены разного уровня. В своем выступлении председатель правления АО «Национальный инновационный фонд» (НИФ) Айдын Кульсеитов сообщил, что доля инновационно активных предприятий в стране составляет лишь 4,2%, в то время как развитых странах этот показатель равен 30–40%. В настоящий момент НИФом рассматриваются порядка 40 инновационных заявок, но большинство из них ориентировано на научные разработки, а не на конкретные производственные технологии.

Для расширения инновационной деятельности стране необходимо увеличение числа венчурных фондов, имеющих больше финансовой свободы в работе с инновационными проектами. «Инновационный фонд может финансировать не более 49% от стоимости проекта, тогда как венчурные фонды могут финансировать «под идею» на 100%, договариваясь с инноватором о разделе прибыли. Сегодня мы видим, что мало предприятий, которые могут оставшиеся 51% внести самостоятельно», – отметил Айдын Кульсеитов. В настоящий момент таких фондов немного, до конца года будут открыты три новых – в Алматы, Павлодаре и Актау. По мнению главы НИФа, существенным подспорьем в работе венчурных фондов станет новый закон «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности», рассматриваемый сейчас в парламенте.

Вопрос инвестиций в инновационную деятельность стоит остро по всему миру. По оценкам международных экспертов, в 2010 году страны мира и транснациональные корпорации вложили в научные разработки на 30% больше средств, чем в докризисные годы. США делают упор на электронику и программное обеспечение, Европа работает в направлении фармацевтики и биотехнологий, страны Южной Америки внедряют инновации в сельскохозяйственной отрасли. В соседней с Казахстаном России объем затрат на инновации также растет: с $6,5 млрд в 2010 году до $10,4 млрд в 2012-м. Лидирует в абсолютных значениях вливаний в инновационную сферу Азия: Китай, Япония, Южная Корея и другие страны совокупно тратят на эти цели более $40 млрд ежегодно. Казахстан старается не отставать: по словам президента Нурсултана Назарбаева, государственное финансирование науки в ближайшие годы должно вырасти в несколько раз. Стоит отметить информационный поток, посвященный инновациям, в последнее время: Министерство индустрии и новых технологий рапортует о запуске все новых проектов, Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» обязал дочерние компании тратить на НИОКР не менее 10% от чистого дохода.

Венчурные фонды появляются в среде, благоприятной для развития инноваций, считает заместитель директора компании «Инко-М» Арман Ержанов. «В нашей стране пока таких условий в полной мере нет. Инвестиции в инновационный сектор несут высокие риски – порядка 60% не дают результатов в предполагаемые сроки», – отмечает он. По мнению собеседника «Къ», в период индустриализации власти должны позволить НИФу смелее вкладывать деньги в инновационные проекты, создавая общегосударственный мейнстрим.

Рейтинг инновационных стран мира
№ п/п Страны
1 Швейцария
2 Швеция
3 Сингапур
4 Гонконг
5 Финляндия
6 Дания
7 США
8 Канада
9 Нидерланды
10 Великобритания
56 Россия
84 Казахстан



580 просмотров

Казахстанский завод изготовил более двух тысяч единиц подвижного состава

Проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии страны

Фото: АО «ЗИКСТО»

В августе 2016 года АО «БРК Лизинг» начало финансирование крупнейшего проекта по производству 1 108 лизинговых вагонов-платформ отечественного производства. Проект реализовывается в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол» на 2015-2019 годы. 

Указом главы государства от 19.03.2010 года №957 «Об утверждении перечня государственных программ» предусмотрено лизинговое финансирование грузовых вагонов отечественного производства за счет привлечения средств АО «ЕНПФ» в размере 17,5 млрд тенге через выпуск облигаций АО «Банк Развития Казахстана».

Сумма выданного лизингового кредита АО «БРК Лизинг» составила 17,5 млрд тенге. Поставщиком вагонов является казахстанский завод-производитель железнодорожной продукции АО «ЗИКСТО». Согласно подписанному договору, срок реализации проекта составляет 10 лет, то есть действует до августа 2026 года. Ставка вознаграждения по данной лизинговой сделке составила 18% годовых. 

Важно отметить, что все эти данные были публично озвучены руководством АО «БРК Лизинг» 9 марта 2017 года, в рамках пресс-конференции, спикерами которой выступили представители компаний АО «БРК Лизинг», АО «КТЖ Экспресс», АО «ЗИКСТО», ТОО «Вагон Строй Менеджмент». Эти данные находятся в свободном доступе отечественного информационного поля. 

Уже в январе 2017 года АО «БРК Лизинг» получило первое вознаграждение по данной сделке в размере 1,28 млрд тенге. Официальные финансовые данные по сделке, по состоянию на 5 декабря, 2019 года:

  • общая сумма займа составила 17,5 млрд тенге;
  • сумма выплаченного основного долга за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составляет 2,75 млрд тенге;
  • сумма, выплаченная в рамках установленной ставки вознаграждения, за период с августа 2016 года по 1 декабря 2019 года составила 9,17 млрд тенге.

В рамках исполнения договора по поставке вагонов-платформ, продукция в полном объеме изготовлена АО «ЗИКСТО» и передана АО «БРК лизинг» в 2017 году.

Согласно условиям договора, до конца срока кредитования владельцем вагонов-платформ является АО «БРК Лизинг». АО «ЗИКСТО» предоставило финансовые данные по деятельности предприятия за период 2016-2019 годов, а именно:

налоги и отчисления в государственный бюджет составили 3,175 млрд тенге, выплаты заработной платы сотрудникам 2,578 млрд тенге, профсоюзные выплаты составили 51,277 млн тенге, выплаты по коммунальным услугам составили 848 млн тенге;

на текущий момент на предприятии трудоустроено свыше 600 человек; 

задолженности по заработным платам сотрудников отсутствуют; 

предприятие работает в штатном режиме.

Отметим, данный проект имеет важное значение для промышленности и транспортной индустрии Казахстана. Помимо возврата основного долга, в рамках установленной ставки вознаграждения по завершению контракта, государство получит в бюджет страны более 6 млрд тенге от заемщика. А более 2 тыс. выпущенных вагонов-платформ уже позволяют ежегодно зарабатывать на транспортном потенциале страны в иностранной валюте более $20 млн ежегодно, обеспечивая грузоперевозки по направлениям Западный Китай и Западная Европа.

 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций