Подкрепленные угрозы

Опубликовано
Религиозные экстремисты осуществили силовой выпад против казахстанской власти, подкрепив угрозы реальным делом. Их главное требование – отмена нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Эксперты считают террористический акт на западе республики пробой сил.

Религиозные экстремисты осуществили силовой выпад против казахстанской власти, подкрепив угрозы реальным делом. Их главное требование – отмена нового закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Эксперты считают террористический акт на западе республики пробой сил.

31 октября в Атырау прогремели два взрыва. Первый – в мусорном баке на улице близ здания областного акимата. Второй – в одном из жилых микрорайонов города, по первоначальной версии – путем самоподрыва неизвестным мужчиной. Во вторник стало известно имя смертника, им оказался 24-летний житель Атырау Бауржан Султангалиев. В тот же день ответственность за взрыв взяла на себя экстремистская группировка «Джунд аль-Халифат», называя его предупреждением казахстанскому правительству. По информации группировки, Бауржан Султангалиев не был камикадзе – молодой человек должен был лишь доставить взрывное устройство в указанный ему пункт назначения, детонация произошла случайно. «Мы просим, чтобы Аллах принял его в качестве мученика», – отмечается в сообщении «Джунд аль-Халифат».

Экстремистская группировка заявила о себе недавно. На прошлой неделе агентство Reuters со ссылкой на американскую мониторинговую службу сообщило, что неизвестная исламская экстремистская группировка «Джунд аль-Халифат» распространила видеообращение, в котором угрожает Казахстану террористическими актами в ответ на принятия закона, регулирующего деятельность религиозных объединений. На записи боевик с автоматом в руках обратился к казахстанским властям, требуя изменить свое отношение к исламу, и отменить законодательные нормы, запрещающие молитву в государственных учреждениях и ношение платков в организациях образования. «Если вы будете настаивать на вашей позиции, то мы будем вынуждены сделать ход против вас», – подчеркнул экстремист. По его словам, «антиисламская» государственная политика уже привела к падению режимов в Египте, Ливии и Тунисе – на очереди Казахстан.

Принятие в 2011 году нового закона о религии вызвало в Казахстане широкую общественную дискуссию. Верховный муфтий Казахстана, шейх Абсаттар Хаджи Дербисали заявил, что намерение властей запретить намаз в госучреждениях усилит угрозу экстремизма. Однако после распространения новости об угрозах со стороны экстремистов Духовное управление мусульман дистанцировалось от проявления религиозного радикализма. «Обсуждение, принятие, согласие или несогласие с новой редакцией Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» – это внутреннее дело Казахстана и его граждан. И мы не позволим кому бы то ни было вмешиваться в наши внутренние дела и вносить раскол в общество», – говорится в официальном заявлении Верховного муфтия.

После совершения террористического акта правоохранительные структуры Атырауской области перешли на усиленный режим несения службы. По факту взрыва заведено уголовное дело по статье «Терроризм». Заместитель акима региона Болат Даукенов подтвердил, что теракт совершен лицами, сочувствующими арестовываемым членам деструктивных религиозных сект.

Усиление контроля над религиозными объединениями вызвано рядом событий, в числе которых и действия экстремистов в Актюбинской области, квалифицируемые правоохранительными органами как «бытовые преступления», заявил «Къ» источник в Агентстве по делам религии. По его словам, угрозы могут быть попыткой давления на политический режим, своеобразной пробой сил. «По всей видимости, основными спонсорами «арабской весны» выступили не западные страны, а власти богатых стран Ближнего Востока – в первую очередь Саудовской Аравии, ОАЭ и Катара. Об этом свидетельствует, в частности, введение норм Шариата в Ливии. Шейхи следуют доктрине перманентного распространения ислама в мире», – комментирует он «Къ». Главная цель сейчас – не допустить формирования механизмов давления на Казахстан через религию, потому и принят закон, позволяющий государству держать эту сферу под контролем. «Возможно, что и видеозапись сделана при помощи саудитов, пытающихся сохранить республику в зоне своего нарастающего религиозного влияния», – отмечает собеседник «Къ». При этом террористический акт не направлен на отмену закона – экстремисты не могут не понимать, что власти не поддадутся подобному шантажу. «Группировка намерена проверить реакцию властей и общества, проанализировать, как действовать дальше на пути раскачивания местного режима», – подчеркивает эксперт.

Депутат Мажилиса Владимир Нехорошев не согласен с идеей об арабском следе в деле об угрозах и взрывах, считая, что источником террористической угрозы является нерешенность социальных проблем на окраинах страны. «Нам надо решить проблемы простых людей, и тогда почвы для распространения экстремизма просто не будет», – прокомментировал он «Къ».

Реакция на законМеждународная правозащитная организация Freedom House считает, что новый закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» нарушает право казахстанцев на свободу вероисповедания. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ уже заявило, что принятый парламентом Казахстана закон ограничивает свободу религии в Казахстане и станет шагом назад в обязательствах Казахстана перед ОБСЕ.

Читайте также