Особый статус

В Казахстане не хватает квалифицированных специалистов, способных работать в нефтегазовом секторе. Такой вывод можно сделать на основании действий правительства, разрешившего участникам крупных нефтяных проектов привлекать на работу иностранцев в любых количествах.<br /><br />

Особый статус

Особый статус
В Казахстане не хватает квалифицированных специалистов, способных работать в нефтегазовом секторе. Такой вывод можно сделать на основании действий правительства, разрешившего участникам крупных нефтяных проектов привлекать на работу иностранцев в любых количествах.

2 ноября официальная пресса опубликовала постановление правительства, устанавливающее квоты на привлечение иностранной рабочей силы. В документе отражены основные принципы государственной политики, заключающиеся в приоритете казахстанских работников над зарубежными. Согласно постановлению, с 1 июля 2011 года по 1 января 2012 года работодателям выдается разрешение на привлечение иностранных специалистов в том случае, если доля специалистов первой категории не превышает половины работников данного уровня. С начала следующего года данная норма будет ужесточена: количество иностранных специалистов первой категории не должно превышать 30% от списочного состава работников. Еще жестче требования к иностранным специалистам второй и третьей категории: сейчас они могут составлять 30% от числа работников своего уровня, после 1 января 2012 года эта доля будет сокращена в три раза.

Указанные правила не распространяются на субъекты малого предпринимательства до момента вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Кроме того, введен переходный период для компаний, участвующих в реализации Карачаганакского, Северо-Каспийского и Тенгизского нефтяных проектов. Недропользователи, а также их операторы, подрядные и субподрядные организации до 1 января 2015 года получают право привлекать иностранных работников в неограниченных количествах. Для этого компаниям необходимо представить уполномоченному органу документы, подтверждающие их участие в указанных проектах: к ним отнесены копии (выписки) контракта на недропользование, договоры о совместной деятельности либо оказания услуг. При этом должны предъявляться оригиналы либо нотариально засвидетельствованные копии указанных документов.

Проблема национализации кадров в нефтеносных районах Казахстана стоит давно. Если ежемесячный доход квалифицированного инженера в среднем по Казахстану составляет 150 тыс. тенге, то в Атырауской области, активно привлекающей иностранные кадры, эта сумма равна 193 тыс. тенге, а в Мангистауской – 207 тыс. тенге. Уровень оплаты труда влияет на цены в регионе: в октябре 2011 года величина прожиточного минимума в прикаспийском регионе была на 22% выше среднеказахстанского. Подобная ситуация вызывает социальное напряжение среди местного населения, которое выплескивается на приезжих специалистов. В октябре 2006 года на Тенгизе произошла массовая драка между казахскими и турецкими рабочими компании «Тенгизшевройл». В результате 15 турков были убиты, 45 госпитализированы, более сотни вернулись на родину. В больницу попали 16 казахов.

Постановление правительства не означает, что грядет массовый наплыв иностранных специалистов, утверждает сотрудник одного из HR-агентств, обслуживающих нефтегазовый сектор Казахстана. По его словам, в настоящий момент в ТШО доля специалистов казахстанцев уже составляет порядка 80%, причем среди менеджерского и инженерного состава – 75%. В рамках Karachaganak Petroleum Operating 85% сотрудников среднего и высшего звена – местные кадры, чуть меньше половины управленческих позиций занимают также казахстанцы. «Дело в том, что требуемое правительством ускорение темпов добычи нефти неосуществимо в жестких рамках квот на национальные кадры. Ведь людей, особенно работников среднего звена, необходимо обучать, повышать их квалификацию, в то время как на разных этапах проекта компании может быть нужно строгое число рабочих, способных быстро и оперативно приступить к работе», – отмечает собеседник «Къ».

Локальная ситуацияПо информации акимата Атырауской области, в регионе с привлечением иностранной рабочей силы осуществляют свою деятельность более 200 компаний, в которых трудятся более 30 тыс. человек. Из них 74% составляют казахстанские специалисты, 26% – иностранные.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg