«Базель» быстрого приготовления

Ведущие мировые банки планируют внедрить стандарты «Базель-III», ужесточающие требования к капиталу, с 2018 года. Казахстанские банки, по мнению регулятора, уже готовы к этому и до внедрения нормативов «Базель-III» в стране остается чуть больше одного года. Эксперты же считают, что эти сроки «рекордно короткие» и резкий переход может привести к дестабилизации банковского сектора.

«Базель» быстрого приготовления

«Базель» быстрого приготовления
Ведущие мировые банки планируют внедрить стандарты «Базель-III», ужесточающие требования к капиталу, с 2018 года. Казахстанские банки, по мнению регулятора, уже готовы к этому и до внедрения нормативов «Базель-III» в стране остается чуть больше одного года. Эксперты же считают, что эти сроки «рекордно короткие» и резкий переход может привести к дестабилизации банковского сектора.

БВУ РК на 80–90% готовы к переходу на новые требования. Такое мнение в кулуарах форума Американской торговой палаты по экономической политике высказал глава Национального Банка РК Григорий Марченко.

По его словам, если Казахстан стремится быть активным участником мировых финансовых рынков, ему нужно следовать общепринятым международным стандартам. «Если бы казахстанские банки не были готовы, они бы не согласились на такие относительно короткие сроки внедрения», – заявил Марченко.

Между тем, как подчеркнул выступавший на форуме глава управления рисками АО «Народный Банк Казахстана» Мурат Кошенов, остается открытым вопрос о том, каким образом быстрое внедрение регуляторных требований повлияет на восстановление банковского сектора, в котором сохраняется много нерешенных вопросов, в том числе, рост объемов неработающих займов и провизий.

Через год-два после изменения регуляторных требований капитал может стать проблемой для некоторых казахстанских банков, считает эксперт.
Как сообщила «Къ» начальник управления финансовых рисков департамента финансовых и операционных рисков АО «Цеснабанк» Оксана Палаткина, Казахстан принял решение внедрить «Базель-III» на несколько лет раньше, чем многие европейские страны, несмотря на то, что отдельные положения новых стандартов недостаточно доработаны. «Это говорит о способности нашей финансовой системы к оперативной трансформации, что является безусловным плюсом. Однако четкое понимание стандартов рекомендаций Базельского комитета не позволяет нам переходить на его требования революционными скачками», – отметила собеседница.

Сложно сказать, какое влияние окажут данные изменения, так как до сих пор нет ясности по конкретному способу внедрения новых стандартов, убеждена Оксана Палаткина.

«Теоретически, соответствие «Базель-III» обеспечит банки процикличной системой управления рисками, практически же, данные рекомендации еще не прошли достаточной проверки на прочность через кризисные процессы», – говорит она.

Как объяснил «Къ» начальник отдела анализа и прогнозирования АО «БТА Банк» Болатбек Молдагалиев, в условиях стагнации или слабого роста банковского сектора Казахстана влияние внедрения «Базеля-III» будет, возможно, слабо выраженным, так как в этом случае банкам не потребуются значительные вливания в капитал (если сохранится приемлемый уровень качества активов) и возможности расширения бизнеса за счет дочерних организаций будут ограничены.

Однако, подчеркнул он, в случае ускорения роста банковского сектора и экономики, требования «Базеля-III» будут снижать потенциал роста банковского сектора, вследствие необходимости дополнительных вливаний в капитал со стороны акционеров.

«При этом, если раньше регуляторный капитал можно было в значительной степени пополнять за счет размещения бессрочных долговых инструментов, то теперь в основном за счет выпуска простых акций, что будет способствовать постепенному разводнению долей участия текущих акционеров БВУ (на что акционеры обычно идут неохотно). К тому же, возможность роста бизнеса за счет дочерних организаций также будет затруднена», – говорит он.

Вместе с этим, отмечает эксперт, данные ограничения будут способствовать более сбалансированному росту БС во время экономического подъема, который обеспечен адекватным ростом капитализации БВУ и большей защищенностью инвесторов в случае кризисных явлений.

По мнению экспертов из России, где новые стандарты будут введены поэтапно с 2013 по 2019 годы по трем направлениям (изменение структуры собственного капитала банков, введение требований к достаточности капитала, создание резервного буферного капитала), «Базель-III» – это кардинальное изменение всей банковской системы.

Как сообщил «Къ» консультант департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский, сами стандарты еще не вполне доработаны и понятны, поэтому то, как отразится введение «Базель-III» на банках Казахстана, пока предсказать очень сложно.

«Резкие изменения могут привести к дестабилизации банковского сектора. Поэтому при переходе на новые стандарты лучше не торопиться – нужно вводить их постепенно, тщательно анализируя возможные последствия. Возможно, Казахстану также не стоит резко ужесточать требования к банкам, особенно в период нестабильности, когда периодически возникает дефицит ликвидности», – резюмировал он.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

В Казахстане станет проще развивать тепличный бизнес

Новые правительственные поправки снизят число необходимых документов для старта

Фото: Depositphotos/PiLens

Очередной пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в Казахстане поможет малому бизнесу расширить свои объекты или построить новые. В частности, отменены требования разработки проектно-сметной документации в отношении технически несложных стройобъектов.

Технически несложные объекты – это мобильные комплексы контейнерного, блочного и модульного исполнения, одно­этажные здания для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, которые возводят из сборно-разборных конструкций, склады и хранилища высотой не более 7 метров и площадью до 2 тыс. кв. м, открытые автостоянки на 50 и менее мест. А кроме того, теплицы и парники, строительство которых на госуровне стимулируется с 2015 года. 

Для теплиц и не только

Теплицы должны были сбить ценовые скачки при сезонном подорожании овощей, но при их строительстве бизнес столкнулся с существенными барьерами. Показательна история грузинского бизнесмена, который строил теплицу в Актюбинске.

«Он признался, что когда он такую же теплицу строил в Грузии, то разрешение на строительство теплицы там ему обошлось в 10 тыс. евро и в две-три недели было выдано. У нас стоимость дошла до 100 тыс. евро и по срокам – пять месяцев, но если бы мы не подключились, то разрешение он бы еще полгода получал», – рассказывал Айдос Мамыт из Агентства по противодействию коррупции.

8-й пакет поправок в законодательство по вопросам улучшения бизнес-климата в том числе отменяет требования разработки проектно-сметной документации (ПСД) в отношении технически несложных стройобъектов.

«Изменения, безусловно, произошли в лучшую сторону, поскольку, независимо от того, технически они сложные или несложные, стройобъекты ранее поголовно проходили экспертизу и процедуру разработки проектно-сметной документации», – поясняет руководитель управления анализа и мониторинга бизнес-среды Министерства национальной экономики Мадина Нуртас.

Она говорит, что на разработку ПСД требуется от месяца до года и даже более в зависимости от сложности объекта. 

От экспертизы и ПСД освобождено и строительство сетей электроснабжения с установленной мощностью до 200 кВт для субъектов предпринимательства. Сеть в 200 кВт способно обслуживать помещение с сетью освещения в 83 лампочки мощностью 100 Вт. Ранее, если предприниматель решал расширить свой магазин и, соответственно, увеличить его освещение, ему повторно приходилось разрабатывать ПСД на строительство или модернизацию сети питания, теряя деньги и время. «Тепличная» поправка на самом деле облегчила жизнь всему малому и микробизнесу страны, особенно в том случае, если этот бизнес решит расширяться, наращивая свои производственные и торговые площади. 

KPI для государства

Упрощение процедур в этой сфере может простимулировать рост числа проектов в сфере коммерческого строительства и количества компаний, реализующих такие проекты под ключ, уверены в Министерстве национальной экономики.

Увеличению числа игроков рынка из частного сектора будет способствовать и установленное законом сокращение перечня оснований для создания организаций с государственным участием. Теперь государственные предприятия могут быть созданы исключительно в целях обеспечения национальной безопасности, введения государственной монополии или в связи с недостаточным развитием конкуренции на товарном рынке, которое будет определяться по итогам его анализа со стороны антимонопольного ведомства.

«Анализ состояния конкурентной среды и сейчас проводится при создании госпредприятий либо расширении или изменении осуществляемых ими видов деятельности: им определяется возможное их влияние на рынки», – напоминает руководитель управления правового обеспечения и методологии Комитета по защите и развитию конкуренции Министерства национальной экономики Бахыт Кожикова.

Она поясняет, что для определения уровня развития конкуренции на товарном рынке берутся следующие критерии: рыночная концентрация, доли действующих субъектов частного предпринимательства на этом рынке, показатели спроса и возможности его удовлетворения субъектами частного предпринимательства, а также иные структурные особенности товарного рынка, к примеру, экономические и административные барьеры для входа на рынок. После анализа этих данных будет приниматься решение о целесообразности присутствия государства в предпринимательской среде на конкретном участке.

Напомним, что в начале лета министр национальной экономики Казахстана Руслан Даленов сообщил о том, что по итогам 2019 года участие государства в экономике снизилось до 16% – этот показатель был вычислен путем деления суммы валовой добавленной стоимости продукции, произведенной компаниями квазигосударственного сектора, на объем ВВП страны. При этом доля МСБ в казахстанском ВВП, по оценке того же министерства, составила 30,8%. Государственный KPI – довести этот показатель до 35% к 2025 году.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg