Перейти к основному содержанию

2120 просмотров

Зона «изъятой» торговли

Казахстанская часть изъятий в рамках Зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ предполагает лишь две импортные пошлины – на сахар и водку, и несколько десятков экспортных, в числе которых нефть, металлы и шкуры животных. При этом, Санкт-Петербургский договор предполагает право участников ЗСТ вводить ограничительные торговые меры по собственному усмотрению в любое время.

Зона «изъятой» торговли

Зона «изъятой» торговли
Казахстанская часть изъятий в рамках Зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ предполагает лишь две импортные пошлины – на сахар и водку, и несколько десятков экспортных, в числе которых нефть, металлы и шкуры животных. При этом, Санкт-Петербургский договор предполагает право участников ЗСТ вводить ограничительные торговые меры по собственному усмотрению в любое время.

Как сообщили «Къ» в Министерстве экономического развития и торговли, основная часть казахстанских изъятий в рамках создания Зоны свободной торговли приходится на экспорт. По импорту вводятся изъятия по двум товарным позициям: белому сахару и водке. Водка облагается ввозной пошлиной в размере ?2/литр – существование данного барьера продлится до 1 января 2015 года, после чего пошлина будет отменена. Сахарная пошлина установлена на российском уровне - $340 за тонну. Данная мера вводится для защиты национальных производителей: при ежегодном производстве порядка 1 млн. тонн белого сахара потребление данного продукта в Казахстане не превышает 500 тыс. тонн. При мировой цене $800 за тонну российские и украинские производители могут завозить в Казахстан сахар по цене $600 за тонну, таким образом, оказывая демпинговое давление на отечественные компании. Больше всего от сахарных пошлин страдает Украина. «Эта позиция для нас – самая чувствительная», - заявил премьер-министр страны Николай Азаров. Когда будет отменено данное изъятие – неизвестно, в Договоре сроки прописаны фразой «по взаимной договоренности сторон». Украинские власти надеются на отмену изъятий в 2013-2015 года, российский Союз сахаропроизводителей требует их продления до 2020 года.

Казахстанская часть изъятий по экспорту предполагает несколько десятков товарных позиций. Основных товарных групп несколько. Пошлина на вывоз нефтепродуктов вычисляется по специальной формуле, зависящей от мировых цен на нефть. Ставка пошлины на необработанные шкуры и шерсть составляет 20% от стоимости товара, но не менее ?200 за тонну. Пошлины на лом черных и цветных металлов в среднем определены на уровне 15%, но не менее ?200 за тонну. Алюминий может экспортироваться при уплате пошлины в размере 15% от стоимости товара, но не менее ?100 за тонну.

Причины отказа Баку, Ашхабада и Ташкента от подписания Договора на заседании Совета глав правительств СНГ не озвучивались. Между тем, 23 сентября 2011 года на заседании в Алматы, посвященном доработке Договора, Экономический совет СНГ рекомендовал России и Казахстану провести переговоры на высоком политическом уровне с Азербайджаном и Узбекистаном соответственно для устранения имеющихся разногласий по ЗСТ. Как стало известно «Къ», Узбекистан в процессе переговоров настаивал на отмене казахстанских экспортных пошлин на нефтепродукты, с чем не может согласиться официальная Астана. Отсутствие подписей азербайджанского и узбекистанского премьеров под Договором свидетельствует о том, что консультации если и были проведены, то не увенчались успехом.

Между тем, несмотря на провозглашенный курс на полную отмену импортных и экспортных пошлин в рамках ЗСТ, Договор дает право странам-участницам самим вводить селективные защитные меры во взаимной торговле. В соответствие со Статьей 10, если резко возросший импорт какого-либо товара из одной страны угрожает экономическому состоянию соответствующей отрасли другой страны, страна-импортер имеет право ввести специальную пошлину по данной товарной позиции. Специальная пошлина может действовать до полного устранения стагнации защищаемой отрасли, но не более трех лет. Страна, нуждающаяся в защите рынков, уведомляет об этом партнеров за 30 дней до введения спецпошлины, предоставляя им право высказать свою точку зрения. Помимо спецпошлин, в Договоре упомянуты и другие ограничительные меры: «Ничто в настоящем Договоре не препятствует Договаривающейся Стороне применять антидемпинговые или компенсационные меры в отношении товара, если в результате демпингового или субсидируемого импорта данного товара на ее таможенную территорию причинен материальный ущерб отрасли национальной экономики», - говорится в Статье 11.

Напомним, 19 октября председатель российского правительства Владимир Путин сообщил, что страны СНГ неожиданно пришли к консенсусу, и подписали договор о создании Зоны свободной торговли. Пока документ подписан лишь восемью странами Содружества: Азербайджан, Узбекистан и Туркменистан взяли аналитическую паузу до конца года. ЗСТ предполагает отмену импортных и экспортных таможенных пошлин во взаимной торговле, за исключением ряда изъятий, которые будут также отменены в неустановленные пока сроки.

Цели ЗСТ Исполнительный комитет СНГ сформировал список наиболее конкурентоспособных товаров стран участниц, которые будут совместными усилиями продвигаться на рынок Содружества, и мировые рынки. Казахстан представил следующие товарные группы: нефтехимическая продукция, цветные металлы, прокат черных металлов, минеральные удобрения, лекарственные препараты, продукция машиностроительного и оборонного комплексов.

1 просмотр

В Мангистауской области третий год не могут построить птицефабрику

Она могла бы решить нехватку в регионе мяса птицы и яиц

Фото: Ольга Золотых

Еще в начале года птицефабрику мясного направления, которая должна покрыть половину потребности Мангистауской области в курином мясе, обещали открыть сначала в сентябре, а затем в декабре. Сейчас ее ввод перенесли на середину следующего года. Также была перенесена сдача в эксплуатацию и птицефабрики яичного направления.

Птицефабрику мясного направления в Тупкараганском районе Мангистауской области начали строить еще в конце 2017 года, но в середине 2018 года проект встал: возникла проблема с инфраструктурой и прокладкой инженерных коммуникаций. Предприниматели вначале заручились поддержкой акимата – местные власти должны были подготовить площадки к строительству. Однако в бюджете средств на это не оказалось.

«ПСД очень долго разрабатывалась, потом были проблемы с экспертизой и коммуникациями. Но в этом году вмешался уже аким области, наш вопрос поставили перед региональной комиссией, и в результате в бюджет заложили средства – 888 млн тенге – на инфраструктуру», – сказал «Курсиву» директор ТОО «Актау Агро» Данияр Тургинов.

На брифингах, которые проходили в Актау с участием руководителя управления сельского хозяйства и заместителей акима области в начале и в середине этого года, журналистам сообщили, что птицефабрика вот-вот запустится: сначала говорилось о вводе в эксплуатацию в сентяб­ре, затем сроки сместились до декабря. В итоге, по последним данным, производство будет запущено в июне 2020 года.

К слову, сегодня более 80% куриного мяса в область завозят извне. Мелкие птицефермы не могут полностью покрыть потребности региона – сейчас она составляет 10 тыс. т мяса птицы в год. Планируется, что строящаяся птицеферма покроет половину от этой потребности – ее производственная мощность 5 тыс. т мяса в год. Сейчас здесь ведется строительство и установка оборудования.

«В инкубаторном цехе будут вылупляться цыплята. Яйца для этого цеха планируем завозить из соседней России и Турции, все будет зависеть от цены. В каждом птичнике – а их всего 16 – можно содержать чуть больше 30 тыс. птиц, будем выращивать их до товарного веса», – добавил Данияр Тургинов.

Затем птицу будут отправлять в убойный цех мощностью 2 тыс. голов в час, а оттуда на полки супермаркетов и рынки области. На четвертой площадке размес­тится комбикормовый завод мощностью 10 тыс. т в час. Здесь планируется производить корма не только для птицы, но и для скота. Стоимость всего проекта птицефабрики – 4,6 млрд тенге. Из них 1 млрд тенге – собственные средства казахстанского инвестора, остальные заемные. В течение следующих пяти лет планируется строительство «родительской площадки». Таким образом, отпадет вопрос о закупе яиц для инкубаторов в других странах. Тогда же мощности фаб­рики могут увеличиться вдвое, а потребность области покроется на 100%.

Что касается птицефабрики яичного направления в Мунайлинском районе, то изначально ее также планировали запустить в 2019 году, но еще в 2018 году из-за проблем с инфраструктурой сроки ввода в эксплуатацию перенесли на 2020 год.

«Сейчас стоит вопрос по финансированию проведения коммуникаций и инфраструктуры. Компания просила акимат выделить средства, но денег на это в бюджете не предусмотрено. На эти работы необходимо 100 млн тенге. Сейчас мы отправили заявку для рассмотрения данного вопроса и финансирования через программу «Дорожная карта бизнеса-2020». Но пока ответа нет», – рассказал в интервью «Курсиву» заместитель руководителя Мангистауского областного управления индустриально-инновационного развития Талгат Абдикадыров.

Двумя месяцами ранее на брифинге в РСК заместитель акима Мангистауской области Нурдаулет Килыбай отметил, что вопрос с выделением средств практически решен.

«Недавно аким области дал задание экономистам, чтобы они заложили деньги на строительство инфраструктуры на эту базу», – сказал Нурдаулет Килыбай.

Сам проект стоимостью около 5 млрд тенге называют очень важным для региона, ведь в области нет ни одной птицефаб­рики, которая производила бы куриные яйца в промышленных масштабах. Мощность будущего производства – 143 млн яиц в год. При этом регион потребляет в среднем до 100 млн яиц в год. Оставшуюся часть продукции планировалось отправлять на экспорт в Иран.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance