Перейти к основному содержанию

1130 просмотров

Рейтинг формальных успехов

Казахстан улучшил свои позиции в мировом рейтинге национальных условий ведения бизнеса сразу на 11 позиций, оказавшись на одну позицию ниже революционного Туниса. Рывок обеспечен усилением защиты интересов инвесторов и повышением эффективности налоговой системы.

Рейтинг формальных успехов

Рейтинг формальных успехов
Казахстан улучшил свои позиции в мировом рейтинге национальных условий ведения бизнеса сразу на 11 позиций, оказавшись на одну позицию ниже революционного Туниса. Рывок обеспечен усилением защиты интересов инвесторов и повышением эффективности налоговой системы.

На прошлой неделе Всемирный банк опубликовал ежегодный отчет Doing Business 2012. Отметим, что казахстанские власти всегда уделяли повышенное внимание данному рейтингу – в Послании народу в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев потребовал от правительства создать условия для вхождения Казахстана к 2015 году в число 50 стран с наилучшим бизнес-климатом. В текущем году задание было выполнено с опережением, республика заняла 47-е место в рейтинге. Премьер-министр Карим Масимов поздравил казахстанцев соответствующей записью в своем аккаунте в Twitter.

Лучшим в текущем году в очередной раз стал Сингапур, создавший самые благоприятные условия для международной торговли. За ним следуют китайский Гонконг, Новая Зеландия и США. Казахстан, заняв 47-е место, стал лучшим из числа стран СНГ. Остальные государства Содружества показали худший результат: лидирует среди них Армения – 55-е место, последним стал Узбекистан – 166-е место. А локомотив постсоветской экономики – Россия – находится на аутсайдерской 120-й позиции. Отметим, что Грузия, покинувшая несколько лет назад СНГ, стабильно входит в число бизнес-климатических лидеров, находясь на 16-м месте в мире.

Улучшение рейтинговой позиции Казахстана не означает тотального улучшения всех показателей. Так, по показателю «Регистрация предприятий» страна опустилась с 49-го на 57-е место. При этом количество процедур осталось прежним – 6, как и общее время их прохождения – 19 дней, что позволяет сделать вывод о том, что падение обусловлено ускоренной динамикой преобразований в этой сфере среди других государств. Для регистрации собственности в Казахстане, как и в прошлом году, необходимо пройти 4 процедуры за 40 дней, при этом страна опустилась в данном сегменте рейтинга с 27-го на 29-е место. Не улучшилась ситуация с кредитованием – падение составило 3 пункта, с 75-го на 78-е место.

Сохранив 32 процедуры получения разрешения на строительство и 189 дней на прохождение этих процедур, Казахстан сократил относительную стоимость разрешений на 28%, чем улучшил свою позицию в соответствующей категории со 148-го до 147-го места. То же самое можно сказать и о подключении к электроснабжению: по-прежнему 6 процедур за 88 дней, относительное удешевление на 26% – и повышение в категории с 87-го до 86-го места.

Главным фактором, обеспечившим рост Казахстана в общем рейтинге Doing Business 2012, стала защита инвесторов. По данному показателю страна поднялась сразу с 44-го на 10-е место в мире, сравнявшись с Великобританией и Южной Африкой. При этом в республике ухудшился уровень прозрачности инвестиционных контактов, однако снижена ответственность директоров компаний-инвесторов. С 26-го на 13-е место поднялся Казахстан по показателю «Налогообложение», обогнав Данию, Люксембург и одного из лидеров общего рейтинга – Новую Зеландию. Обеспечен рост сокращением времени в году, затрачиваемым предприятиями на уплату налогов – с 271 до 188 дней, а также сохранением либерального налогового режима – общая налоговая ставка остается на уровне 28,6%, причем средний уровень по другим странам СНГ – 55,6%.

Наиболее проблемным направлением, по оценке экспертов Всемирного банка, для Казахстана остается организация международной торговли, по этому показателю страна осталась на 176-м месте, оказавшись ниже Зимбабве, Нигера и Бурунди. Казахстанские предприятия заполняют 9 документов на экспорт и осуществляют его в среднем 76 дней, причем другие страны СНГ делают это за 42 дня. Для импорта товаров в Казахстан компаниям приходится заполнять наибольшее в СНГ число документов – 12, и тратить на ввоз 62 дня, причем страны Содружества осуществляют подобные операции за 49 дней, а Грузия – и вовсе за 13.

В последнее время в Казахстане действительно принимается большое количество законов и программ, ориентированных на поддержку бизнеса, отмечает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов. Однако опора Всемирного банка на принятие в стране каких-либо документов дает лишь формальные результаты. «Слабо анализируется правоприменительная практика. Между тем, при невысоких налогах, малому и среднем бизнесу по-прежнему приходится платить взятки местным чиновникам, что оказывает существенное давление на их рентабельность», – подчеркивает собеседник «Къ». Более того, повышение рейтинга происходит, в основном, за счет улучшения условий для крупного бизнеса: после вступления страны в Таможенный союз МСБ вынужден импортировать товары из России, имеющие большую цену, но уступающие по качеству мировым аналогам.
Рейтинг Doing Business 2012
№ п/п Страны
1 Сингапур
2 Гонконг
3 Новая Зеландия
16 Грузия
47 Казахстан
55 Армения
66 Азербайджан
69 Беларусь
70 Кыргызстан
81 Молдова
120 Россия
147 Таджикистан
152 Украина
166 Узбекистан
181 Республика Конго
182 Центрально-Африканская Республика
183 Чад


1103 просмотра

В каком направлении будет развиваться молочное производство Казахстана

Прогноз на ближайшие пять лет

Фото: Shutterstock

В 2020 году Казахстан должен был перейти на новый регламент оценки качества молока. Однако под самый занавес прошлого года решением совета ЕАЭС переход отложили на пять лет. 

Это не значит, что казахстанское молоко некачественное – оно соответствует всем стандартам Евразийского экономического союза, кроме микробиологических. Но чтобы решить эти микробиологические проблемы, молочной промышленности надо серьезно перестроиться на мак­роэкономическом уровне.

Планки качества достичь не удалось

Конец 2019 года для молочного рынка страны выдался нервным. 31 декабря истекал срок, после которого молокозаводы должны были начать принимать для переработки сырое молоко единого высокого качества. Такие правила диктует Технический регламент Таможенного союза 033-2013, регулирующий безопасность молочных продуктов в ЕАЭС. 

Согласно этому регламенту молоко не может делиться на сорта по качеству. Любое молоко, попадающее на переработку, должно быть полностью безопасным для человека. Казахстану для достижения этой качественной планки осталось отрегулировать содержание в молоке микробов, бактерий и соматических клеток – следов болезни животного. Для этого надо обеспечить высокий уровень санитарно-гигиенического контроля за всеми молочными фермами, а это оказалось непросто из-за особенностей устройства производственной молочной базы страны.

Главный на рынке – мелкий производитель

Рынок молока, по оценке Молочного союза Казахстана, составляет 5 млн т. Из них только 1 млн т является товарным молоком, то есть годным к переработке. Около 78% такого молока дают мелкие крестьянские хозяйства, остальное приходится на долю специализированных ферм. 

По данным Министерства сельского хозяйства РК, сейчас в республике переработкой молока занимаются 164 предприятия. 35 молокозаводов имеют собственные молочно-товарные фермы и не зависят от поставщиков. Остальные 129 заводов (а это 80%) покупают сырье на открытом рынке. 

Совокупная мощность переработки заводов составляет около 2 млн т сырья в год, фактически заводы загружены наполовину. Зимой же из-за дефицита сырья загрузка падает до 20%, из-за чего некоторые заводы даже закрываются. 

Гульмира Исаева, вице-министр министерства сельского хозяйства, приводит такие данные: в 2018 году из переработанных на заводах объемов лишь 337 тыс. т сырого молока поступило от организованных сельхозпредприятий. Еще 606 тыс. т молока заводы купили у 84 тыс. домашних хозяйств. 

Мелкое производство неконкурентоспособно

Доминирующее положение мелких производителей на молочном рынке Казахстана и стало причиной, по которой внедрение более серьезного качественного регламента перенесено на пять лет. Это уже не первая отсрочка: стандарт товарного молока ЕАЭС внедрен в 2013 году, когда соответствовать ему могла только Белоруссия – в этой республике доля мелких хозяйств в молочной отрасли всего 5%. 

В России ситуация была схожей с нашей – там организованные хозяйства не обеспечивали и пятой части рынка, что отражалось на качестве продукта. И только в прошлом году Минсельхоз России констатировал небольшое преобладание продукции крупных хозяйств в общем объеме производства. Далее, по прогнозам, мелкие российские производители будут уступать по 2,5% рынка ежегодно.

Мелкое производство молока неконкурентоспособно по простой причине: материальная база таких хозяйств устарела, а доходы не позволяют модернизироваться. По данным Исаевой, средний месячный заработок мелкой семейной фермы составляет 60 тыс. тенге. Очевидно, что доход такого уровня не позволяет вести полноценную ветеринарную или племенную работу или даже просто вкладывать средства в улучшение рациона питания коров. Но это те самые задачи, от решения которых зависит качество молока. 

Каким путем пойдет молочный рынок 

Динмухамед Айсаутов, эксперт Молочного союза Казахстана, отмечает, что эволюция молочного рынка не бывает быстрой. Он приводит пример Хорватии, которая потратила 15 лет, прежде чем выполнила требования Европейского союза. За этот срок в этой стране 65 тыс. мелких ферм преобразовались в 6 тыс. организованных молочных предприятий. 

Именно опыт Хорватии лег в основу «Дорожной карты развития молочной отрасли РК». Документ разработали Молочный союз Казахстана, Комиссия ООН по продовольственной безопасности и Евразийский банк реконструкции и развития. В середине 2019 года план принят Министерством сельского хозяйства, но внедрить его за полгода было немыслимо, зато в пятилетний цикл отсрочки техрегламента страна входит с ясным планом развития.  

Одна из основных обозначенных в документе задач – обеспечение качественного ветеринарного контроля. Планируется создание электронной ветеринарной карты, где в режиме онлайн будет отражаться проведение плановых мероприятий. Осталось решить кадровый вопрос – сейчас, по данным минсельхоза, ветеринарные службы страны испытывают дефицит специалистов: свободно 820 вакансий. 

Запланированы широкие образовательные курсы для работников молочного рынка – компетенции и профессиональные навыки мелких производителей оставляют желать лучшего. Школы фермеров – обычное дело в Европе и в России. В Казахстане их проводили крупные переработчики молока, заинтересованные в качестве сырья, теперь эта практика переводится в обязательную часть государственной политики. 

Результатом должен стать планомерный рост доли молока, соответствующий Техрегламенту 033-2013. «Дорожная карта» прогнозирует, что в 2020 году производство молока «по нормам ЕАЭС» составит 36 тыс. т, в 2021-м – 105 тыс. т, в 2022-м – 210 тыс. т, в 2023-м – 350 тыс. т и в 2024 году – 500 тыс. т.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance