Отжали…

Опубликовано
Четыре ближайших месяца казахстанские производители растительного масла не смогут экспортировать свою продукцию в третьи страны – правительство ввело временный запрет на вывоз отдельных видов растительных масел. Производители опровергают факт недостатка масла на рынке, ссылаясь на урожайный сезон, благодаря которому они планировали расширить свои рынки сбыта. Против данной меры выступает и Kaznex Invest.

Четыре ближайших месяца казахстанские производители растительного масла не смогут экспортировать свою продукцию в третьи страны – правительство ввело временный запрет на вывоз отдельных видов растительных масел. Производители опровергают факт недостатка масла на рынке, ссылаясь на урожайный сезон, благодаря которому они планировали расширить свои рынки сбыта. Против данной меры выступает и Kaznex Invest.

Растительные масла, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз, – это масло подсолнечное, сафлоровое (или хлопковое) и их фракции, нерафинированные или рафинированные. Мера введена, чтобы не допустить критического недостатка масла и роста цен на внутреннем рынке.
Министерству экономического развития и торговли Казахстана поручено проинформировать государства – участников ТС о введении временного запрета на вывоз растительного масла, а также внести на рассмотрение комиссии ТС предложения о применении данной меры также и другими государствами – участниками Таможенного союза.
Как пояснил «Къ» представитель компании «У-К Маслозавод», производитель вынужден отказаться от поставок в Кыргызстан, Афганистан и Узбекистан. С этими странами уже была достигнута устная договоренность. В результате фактически остался один рынок сбыта – Казахстан, где сильна конкуренция со стороны России и Украины.

«Для чего это сделано – непонятно. Нам просто в разы сузили рынок сбыта. Все лето из-за того, что мы не знали, какой будет урожай, мы не могли какой-то определенный объем предложить нашим клиентам с других рынков, сейчас получается, что у нас есть продукция, но из-за запрета мы не можем ее поставлять», – пояснили в компании.
По словам участника рынка, несколько месяцев перед Новым годом являются самими продуктивными для производителей, так как в это время на продукцию – хороший спрос.

И если у компании «У-К Маслозавод» были устные договоренности, то у производителя «Май» были проплаченные контракты, которые из-за принятия запрета на вывоз масла останутся невыполненными.
«У нас были заключены контракты, деньги были уже перечислены, пришлось их возвращать, платить банковскую комиссию за переводы. Наши убытки заключаются в невыполнении контракта, который стоит $1 млн. Мы его наполовину не выполнили и нам придется заплатить неустой-
ку», – пояснил «Къ» представитель компании «Май».

Причину, по которой было принято решение запретить вывоз масла, производители назвать не могут.
«Я не знаю, почему было принято такое решение. Сырья на рынке достаточно. Очень хороший урожай в этом году. Дефицита нет, границы на импорт открыты. А если учесть, что нам очень сложно конкурировать с российскими производителями в Казахстане, то что можно говорить о перспективах для нашей продукции на российском рынке», – говорит представитель «У-К Маслозавод».

Kaznex Invest также не является сторонником подобных запретов. По данным управляющего директора Kaznex Invest Газизы Шахановой, в прошлом году РК экспортировала 7,6 тыс. тонн масла (код ТН ВЭД 1512 11 «Масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, нерафинированные или рафинированные, но без изменения химического состава: масло сырое»).

Одновременно было завезено масла из России и Украины в количестве 47,5 тыс. тонн на $46 млн. «Видно, что наши экспортные возможности несопоставимо малы в сравнении с теми объемами, которые мы производим здесь, в Казахстане (в 2010 году произведено 71,7 тыс. тонн) и завозим извне (47,5 тыс. тонн). Доля экспорта составляет примерно 7%, или $7,5 млн», – пояснила «Къ» Газиза Шаханова.
Прогнозируется, что в 2011 году Россия экспортирует 0,6 млн тонн, а Украина – 2,7 млн тонн растительного масла.
«В этих государствах также живут необходимостью обеспечения «продовольственной безопасности», но никто не вводил и не намерен вводить какие-либо запреты на вывоз масла. Наверное, нашим соседям было вдвойне приятно услышать о запретах на экспорт, введенных у нас, потому что узбекские и кыргызские контракты отходят к ним», – говорит управляющий директор Kaznex Invest.

По словам эксперта, казахстанским экспортерам достаточно трудно заключать экспортные контракты. Отечественные производители тратят большие средства на раскрутку продукции, на узнаваемость бренда, проходят процедуры сертификации в зарубежных странах, долго ищут дистрибьюторов, торговые точки, где будет продаваться казахстанское масло, оформляют экспортные поставки, уже получают предоплату от покупателей… «А правительством вводится запрет. Запрет категоричный, необоснованно долгий и, как всегда, неожиданный. Для правительст-
ва – никаких потерь, для экспортера – потеря денег, вложенных в раскрутку, потеря покупателей, потеря репутации и полная непредсказуемость – для иностранцев. А в бизнесе, если ты без репутации – ты уже не бизнесмен», – считает г-жа Шаханова.

По словам аналитика, такая ситуация складывается не в первый раз. В прошлом году, в ноябре, вводили запрет на вывоз семян подсолнечника. Как раз к тому времени у одного из экспортеров находились российские покупатели на 10 млн рублей, причем россияне хотели купить «семечки для лузгания», такие, из которых невозможно было выдавить масло априори, с очень низким процентом масличного содержания. Несмотря на то, что были написаны письма в МСХ, МЭРТ, поднимали этот вопрос на Совете экспортеров, показывали заключение лаборатории о том, что семена не подлежат отжиму, – разрешение на вывоз товара экспортеру не дали. Никто не смог помочь этому предприятию.

«К сожалению, эти решения о запретах оторваны от реальной жизни. Никто не хочет встать на место бизнеса, просчитать последствия. Получается так, что сейчас предприятия вынуждены продавать масло внутри страны, при этом испытывая определенный высокий уровень конкуренции со стороны российских производителей, и никто не дает никакой гарантии, что казахстанцы будут покупать масло своих же производителей. А дорога на экспорт – закрыта. Есть риски сокращения прибыли, простоя, не говоря уже о потере наработок, завоеванных нашими экспортерами на рынках Узбекистана и Кыргызстана», – резюмировала Газиза Шаханова.

Читайте также