Упражнения в арифметике – 2

Опубликовано
Правительство во второй раз в этом году внесло поправки в бюджет текущего года. И это не является рекордным показателем. В 2010 году бюджет
уточнялся парламентом
4 раза, и еще 11 раз правительство вносило в него изменения своими постановлениями. В результате принятых поправок существенно увеличена как доходная, так и расходные части республиканского бюджета. Это достигнуто, в основном, за счет пересмотра итогов 2010 года и прогноза роста ВВП на 2011 год.

Правительство во второй раз в этом году внесло поправки в бюджет текущего года. И это не является рекордным показателем. В 2010 году бюджет
уточнялся парламентом
4 раза, и еще 11 раз правительство вносило в него изменения своими постановлениями. В результате принятых поправок существенно увеличена как доходная, так и расходные части республиканского бюджета. Это достигнуто, в основном, за счет пересмотра итогов 2010 года и прогноза роста ВВП на 2011 год.

Правительство внесло в парламент поправки в бюджет этого года. Кроме того, пересмотрен макроэкономический прогноз на 2011 год. Как заявил министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов, основанием для изменений стало второе за год уточнение размера номинального ВВП за 2010 год Агентством РК по статистике, а также принимаемой при расчетах в качестве базовой цены на нефть с $65 до $90. «Основой для уточнения прогноза послужили: увеличение прогнозируемой базы вследствие уточнения Агентством РК по статистике отчета по ВВП за 2010 год на 302,0 млрд тенге – в номинальном значении, и на 0,3% – в реальном выражении. Учитывая, что в среднем за январь-август текущего года мировая цена на нефть Brent фактически составила $111,6 за баррель, прогноз мировой цены на нефть в 2011 году увеличен с $65 до $90 за баррель. С учетом вышеуказанных внутренних и внешних факторов, рост экономики в 2011 году оценивается на уровне 7,0%, что на 2,0 п. п. выше февральского прогноза (5,0%). В номинальном значении ВВП скорректирован в сторону увеличения на 2,5 трлн тенге, в том числе, 0,3 трлн тенге – за счет уточнения прогнозируемой базы и сфер экономики, и 1,2 трлн тенге – за счет увеличения мировой цены на нефть», – заявил Кайрат Келимбетов.

Необходимо отметить, что, хотя цена на нефть на бюджетные показатели прямо не влияет, поскольку доходы от нефтяного сектора поступают напрямую в Национальный фонд, она существенным образом влияет на показатели ВВП, а, следовательно, на рост и расчеты доходов от ненефтяного сектора. Из года в год правительство при формировании бюджета придерживается, мягко говоря, консервативной оценки базовой цены на нефть, что позволяет не только особо не напрягаясь выполнять, но и перевыполнять план по доходам. Для сравнения: бюджет на 2011 год проектировался при базовой цене $65 за баррель, тогда как в России, также зависящей от мировой нефтяной конъюнктуры, бюджет рассчитывался из цены в $79. Следствием такого прогнозного консерватизма является повторяющийся из года в год процесс внесения изменений в текущий бюджет, что отнюдь не является хорошим показателем, а ставит вопрос о качестве экономического прогнозирования. Кроме того, хотя министр финансов Болат Жамишев в беседе с «Къ» отрицал существование подобной проблемы, появляется пресловутый бюджетный «навес». То есть в последнем квартале администраторы бюджетных программ вынуждены судорожно думать, куда, а, самое главное, как – тратить деньги, поступающие к ним в результате очередного уточнения. Естественно, это не лучшим образом сказывается на эффективности их использования.

Кроме вышеперечисленных причин, основанием для уточнений явились, по словам Кайрата Келимбетова, итоги развития отраслей экономики в первом полугодии 2011 года, свидетельствующие о более динамичном развитии, чем ожидалось в начале года. В январе-июне индекс физического объема ВВП, по оперативным данным, составил 107,1% к соответствующему периоду прошлого года, промышленное производство выросло на 5,8%, объем строительных работ – на 1,7%, розничный товарооборот увеличился на 12,0%, услуги транспорта и связи – на 6,4 и 16,5%, соответственно. Объем промышленной продукции в 2011 году, по уточненной оценке, вырастет на 6,0%, на 1,2 п. п. превысив ранее прогнозируемое значение.

Росту промышленного производства будут способствовать прогнозируемый рост в горнодобывающей промышленности – на 3,6% и в обрабатывающей – на 9,7%.
Объем добычи нефти, по данным Министерства нефти и газа, в 2011 году ожидается в объеме 81,0 млн тонн (с ростом на 1,9% к 2010 году), как и предполагалось ранее.
В строительстве объем работ в реальном выражении, по оценке, составит 102,5% к 2010 году, что на 2,5% выше предыдущих прогнозов.
На фоне более высокого роста в реальном секторе уточнен в сторону увеличения прогноз по росту объемов торговли до 12,0% (на 5,0% выше одобренного прогноза). Рост услуг транспорта, по оценке, сохранится на уровне 7,0%.
Экспорт товаров, по данным МЭРТа, в 2011 году, по прогнозам, составит $76,3 млрд, что на $17,2 млрд выше по сравнению с одобренным прогнозом. Более высокие показатели по экспорту обусловлены более высокими прогнозами мировых цен на основную экспортную продукцию, а также уточненными отраслевыми министерствами объемами экспорта основных видов продукции в натуральном выражении.
Импорт товаров, по прогнозам, в 2011 году составит $38,4 млрд, что на $4,6 млрд выше одобренного прогноза.
Параметры по инфляции в 2011 году сохраняются в ранее прогнозируемом коридоре 6,0–8,0% на конец года. Последняя цифра вызывает некоторую тревогу. Поскольку по итогам полугодия инфляция в годовом выражении уже превысила рамки планируемого коридора, а учитывая неизбежное повышение цен на ГСМ, правительству крайне проблематично будет добиться исполнения прогнозных показателей, если не прибегать к услугам хитрой статистики.

В целом же, по словам министра финансов Болата Жамишева, поступления в республиканский бюджет на 2011 год определены в объеме 4 439,9 млрд тенге, или с ростом по сравнению с действующим бюджетом (4 256,6 млрд тенге) на 183,3 млрд тенге. Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) уточненного республиканского бюджета на 2011 год определен в сумме 3 035,5 млрд тенге, с превышением на 190,7 млрд тенге утвержденных поступлений текущего года (2 844,8 млрд тенге). Налоговые поступления увеличены против утвержденного плана на 182,7 млрд тенге, в основном, по следующим налогам: корпоративному и НДС.

По корпоративному подоходному налогу план уточнен в сторону увеличения на 69,7 млрд тенге – в связи с увеличением темпа роста ВДС ненефтяного сектора и поступлением разовых платежей.
По налогу на добавленную стоимость ситуация достаточно парадоксальная. Хотя в целом план увеличен на 38,3 млрд тенге, по НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, план уменьшен на 45,6 млрд тенге – в связи с ростом сумм возврата НДС против планируемых в утвержденном бюджете. А рост произошел за счет увеличения НДС по импорту на 83,9 млрд тенге относительно плана.

Кроме того, план по поступлениям за использование природных и других ресурсов увеличен на 36,9 млрд тенге – за счет роста мировых цен на минеральное сырье, а также за счет поступления разового платежа в сумме 5 млрд тенге от оператора за новый вид связи стандарта 3G.
По налогам на международную торговлю и внешние операции план в целом увеличен на 33,9 млрд тенге против утвержденного плана. Увеличение поступлений прогнозируется за счет роста внешнеторгового оборота и поступлений разового платежа по экспортной таможенной пошлине на нефть по решению суда. Еще одним дополнительным источником также является увеличение дефицита бюджета на 34,6 млрд тенге по сравнению с утвержденным бюджетом, в результате чего дефицит составит 730,4 млрд тенге. При этом в относительном выражении дефицит составит 2,8% к ВВП, по сравнению с утвержденными 3% к ВВП.

Соответственно, с ростом доходной части правительство увеличило и расходную часть бюджета. Куда же решено истратить деньги? «Основными приоритетами при корректировке республиканского бюджета в 2011 году являются: программа индустриализации, модернизация социальной сферы, улучшение условий жизни населения, формирование точек роста», – заявил Болат Жамишев. Достаточно показательно, что улучшение условий жизни населения находится лишь на третьем месте правительственных приоритетов. Дополнительные поступления в размере 183,3 млрд тенге, увеличение дефицита на 34,6 млрд тенге и высвобождаемые средства в сумме 82,4 млрд тенге предполагается направить на ряд приоритетных направлений (общая сумма – 300,2 млрд тенге). В целом расходы на социальную сферу предлагается увеличить на 40,8 млрд тенге. Остальные средства правительство закачает в экономику и инфраструктуру. Так, в сельское хозяйство на различные программы и капитализацию «КазАгро» будет направлено 38,8 млрд тенге, по Программе форсированного индустриально-инновационного развития предусматривается увеличение расходов АО «ФНБ «Самрук-Казына» на 76,5 млрд тенге. На развитие жилищно-коммунального хозяйства и строительство предусматривается направить 39,1 млрд тенге.

Читайте также