Три года свободы

Опубликовано
Начинающие казахстанские предприниматели в первые три года будут избавлены от плановых проверок. Государство обещает им максимальное содействие в развитии собственного бизнеса. Эксперты сомневаются в исполнимости озвученных инициатив.

Начинающие казахстанские предприниматели в первые три года будут избавлены от плановых проверок. Государство обещает им максимальное содействие в развитии собственного бизнеса. Эксперты сомневаются в исполнимости озвученных инициатив.

На прошлой неделе на открытии пятой сессии действующего парламента президент Нурсултан Назарбаев предложил депутатам принять закон, запрещающий проведение плановых проверок новых субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) на срок до трех лет с момента регистрации.
О разработке данного законопроекта в мае на Совете по экономической политике сообщил вице-министр экономического развития и торговли Марат Кусаинов. По его словам, изменения будут внесены в Закон «О государственном контроле и надзоре». В соответствии с поправками, количество проверок деятельности субъектов МСБ будет оптимизировано, оставлены будут лишь быстро протекающие проверки, которые невозможно зарегистрировать в органах прокуратуры. В течение трех лет предприятия будут избавлены от визитов представителей государственных органов. Кроме того, будет либерализована система наказаний: при совершении правонарушения, не повлекшего серьезного ущерба государству или другим участникам рынка, либо совершении правонарушения впервые предприятию будет вынесено предупреждение вместо наложения штрафа. «В целом, итогом приводимых реформ должно стать выстраивание оптимальной модели взаимодействия бизнеса и государства, исключающей излишние административные барьеры для входа на рынок и значительно снижающей давление со стороны контролирующих органов», – подчеркивал Марат Кусаинов. Отметим, что декларируемое снижение нагрузки на бизнес началось еще до принятия закона: по информации Министерства здравоохранения, Госсанэпиднадзор сократил действующую кратность проверок предприятий с двенадцати до четырех и с двух до одного раза в год. Таким образом, количество плановых санитарных проверок снижено в среднем на 58%.

Реализация инициативы главы государства окажет позитивное влияние на развитие бизнеса в стране, считает финансовый директор ТОО «Гранит» Ермек Жургараев. «На старте бизнес, как правило, малорентабелен. Большое количество проверок, по сути, делает его продукцию дороже, а значит – менее конкурентоспособ-
ной», – отмечает он. Между тем государство должно быть и осторожным – полное отсутствие контроля может нанести ущерб населению. «Производственные ошибки на предприятиях пищевой, химической и фармацевтической промышленности могут навредить населению, поэтому необходимо продумать схему их предотвращения», – подчеркивает собеседник «Къ».

Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов сомневается, что инициатива, озвученная главой государства, будет реализована в полном объеме. По его словам, бизнес-сообщество давно поднимает тему защиты новых предприятий от «наката» госорганов. Однако после выдвижения высшими лицами в государстве подобных предложений нижестоящие органы выхолащивают их различными оговорками и дополнениями. «К примеру, система «одного окна», о которой говорится уже порядка 10 лет, полноценно работает лишь в Алматы», – подчеркивает эксперт, отмечая, что проверки бизнеса давно стали бизнесом для чиновников из проверяющих органов. Эффективным инструментом по защите бизнеса могло бы стать развитие неправительственного сектора, занимающегося отстаиванием интересов предпринимателей. «В США созданы специальные администрации по развитию МСБ, во всех штатах функционирует порядка 900 общественных организаций, обладающих самой разной целевой аудиторией – от поддержки бизнеса этнических меньшинств до женщин-предпринимателей», – рассказывает Тимур Назханов. По его словам, в Казахстане сектор НПО, защищающий бизнесменов, находится в неразвитом состоянии по сравнению со странами Запада. «Госорганы мало сотрудничают с ними, придерживаясь в основном декларативных обеща-ний», – комментирует он «Къ»

Три года свободы

Читайте также