1798 просмотров
1798 просмотров

«Нормально все там, чисто, прозрачно»

По мнению министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова, в Казахстане выстроена «идеальная модель межбюджетных отношений». А по информации министра финансов Болата Жамишева, даже если оставлять на территориях все налоги, дотационными останутся 8 из 16 регионов Казахстана. Часть депутатского корпуса с этим не согласна.

«Нормально все там, чисто, прозрачно»

«Нормально все там, чисто, прозрачно»
По мнению министра экономического развития и торговли Кайрата Келимбетова, в Казахстане выстроена «идеальная модель межбюджетных отношений». А по информации министра финансов Болата Жамишева, даже если оставлять на территориях все налоги, дотационными останутся 8 из 16 регионов Казахстана. Часть депутатского корпуса с этим не согласна.



На прошедшем в минувший понедельник в парламенте круглом столе на тему «Основные аспекты среднесрочной экономической политики РК в условиях интеграции в Единое экономическое пространство и турбулентности мировой экономики» депутаты парламента попытались получить от министров экономического блока ответы на вопросы, которые из года в год волнуют депутатский корпус, – о пересмотре системы межбюджетных отношений и принципах и методах управления госсобственностью.

По мнению ряда народных избранников, система и принципы бюджетной системы Казахстана нуждаются в ревизии. Так, депутат мажилиса Ирак Елекекев выразил расхожее мнение о том, что «в нашей стране не должно быть дотационных областей. Как это так? Значит, нужно менять межбюджетные отношения. Надо менять Бюджетный кодекс». Он считает, что местные акимы не заинтересованы собирать налоги, потому что налоговые органы непосредственно им не подчиняются. Кроме того, Ирак Елекеев напомнил, что, когда «мы принимали закон о бюджетном разделизме, по моей инициативе внесли потом изменения – акциз на сырую нефть не 100% в республиканский бюджет, а 98% в республиканский бюджет, пусть 2% останется, чтобы была какая-то заинтересованность у местных акимов. Здесь заинтересованности нет». Он уверен, что если изменить модель бюджетной системы, например, по некоторым видам налогов построить дифференциацию, «90% в местный бюджет, 10% – в республиканский или наоборот – в республиканский – 90%, в местный – 10%», тогда акимы будут заинтересованы собирать налоги.
Оппонентами народного избранника выступили министр финансов Болат Жамишев и министр экономического развития и торговли Кайрат Келимбетов. По мнению последнего, «ни в одной стране мира нет, наверное, идеальной модели межбюджетных отношений». Эта реплика министра вызвала смех среди депутатского корпуса. Однако данные, которые привел министр финансов, и мировая практика говорят о том, что депутаты в общем-то напрасно веселились. По сведениям Болата Жамишева, «если весь корпоративный подоходный налог оставлять у местных бюджетов, то у нас количество дотационных областей снизится с 14 до 8. Даже если полностью оставлять корпоративный подходный налог, на 100%, то они будут получать субвенции». Другими словами, по данным Минфина, в Жамбылской области корпоративный подоходный налог составляет 1,3 млрд тенге, а в городе Алматы – 244 млрд тенге по итогам 2010 года. Выравнять их, даже оставляя все налоги, не представляется никакой возможности. Ровно так же, по словам министра финансов, можно сравнить Акмолинскую область и город Алматы. Акмолинская область по КПН немного выше, чем Жамбылская область. Поэтому даже если оставлять налоги в полном объеме, то субвенции будут все равно у восьми областей. Между тем Болат Жамишев подчеркнул, что, «безусловно, все граждане, в какой бы области ни получали, должны иметь возможность получать равный пакет социальных услуг. Именно на это направлена система субвенций и изъятий». Его поддержал коллега Кайрат Келимбетов. Он прямо заявил: «Я считаю, что мы создали эту идеальную модель. У нас очень разные регионы, и мы учитываем разное развитие разных регионов». Он подчеркнул, что в Казахстане регионы разные, они всегда были разные и всегда будут разными. По его словам, государство и правительство ведет политику выравнивания доступа к социальным услугам, чтобы выравнивать огромные межбюджетные трансферты, которые критикуются, по его мнению, в большей степени в части администрирования, но не оспариваются в части их объемов.

«Огромные трансферты на социалку – образование, здравоохранение, социальную защиту, инфраструктуру, жилищно-коммунальное хозяйство. Можно найти разные формулы, но в следующем году они все равно полетят, никаких формул нет. Поверьте, очень много народу пыталось в разные времена все это делать. Очень простая формула: все забирает центр, центр вместе с регионами и вами решает, кому в настоящее время наибольшую поддержку нужно оказать, – все, никаких других вариантов решений как таковых нет», – убежден глава МЭРТ.

Что же касается заинтересованности или незаинтересованности акимов в собирании налогов, то подобная постановка вопроса, по мнению и МЭРТа, и Минфина, «от лукавого». «У нас все-таки унитарное государство, и сбор налогов осуществляют налоговые органы. В целом у акимов, если теми мерами, которые они сегодня имеют и они будут использовать, то, безусловно, они могут повлиять на доходную часть местных бюджетов, поскольку налоги с заработной платы поступают в местный бюджет. Бизнес – это прежде всего рабочие места. Если создаются рабочие места, соответственно, растет налоговая база местных исполнительных органов, и поле для активной работы акимов здесь очень большое», – считает Болат Жамишев. Кайрат Келимбетов уверен: «С этим мифом по поводу того, что акимам неинтересно заниматься сбором налогов, нам надо расстаться. Очень четко министр финансов объяснил, они не должны заниматься сбором налогов, у них не написано ни в каком законе, что они занимаются сбором налогов. Сбором налогов занимается Налоговый комитет Министерства финансов». Другой вопрос, по его мнению, как создавать налоговую базу и есть ли заинтересованность акимов в создании налоговой базы. «Я не видел такого акима, который не хочет создавать рабочие места, потому что ему от этого как бы ни холодно, ни жарко», – подчеркнул он. Кроме того, Кайрат Келимбетов напомнил депутатам, по поводу налоговой базы, что правительство в 2005–2007 годах впервые закрепило в одном законе цифры субвенций и изъятий. По его данным, в 2005–2007 годах местные бюджеты получили дополнительно чуть меньше 500 млрд тенге. «Это к вопросу о стабильности налоговой базы. Вот 500 млрд тенге они получили и расходовали так, как хотели, согласовывая с нами. 500 млрд была их дополнительная база. В 2008–2010 годах они еще 400 млрд получили, может быть, чуть-чуть меньше, потому что кризис был. И, соответственно, в 2011–2013 годах они еще дополнительно получают. И мы говорим: это ваши деньги, расходуйте их так, как вы знаете, на те приоритеты, которые вы выстраиваете. Что касается приоритетов важнейших, то их определяет Правительство», – заявил глава МЭРТ.

Действительно, если обратиться к мировой практике, то принципы системы межбюджетных отношений построены таким образом, что в местные бюджеты, как правило, поступают стабильные налоги, а это налоги на имущество, землю, налоги на фонд оплаты труда (в Казахстане ИПН и социальный налог), а нестабильные, такие как КПН и косвенные налоги (НДС), – в центральный бюджет. Это подчеркнул и Болат Жамишев. «Корпоративный подоходный налог достаточно конъюнктурный, и в условиях кризиса стало наиболее очевидно, что налог с фонда заработной платы – наиболее стабильный налог из всех налогов, он обеспечивает формирование доходной базы местных бюджетов», – сообщил министр финансов.

Еще один вопрос, который из года в год не дает покоя депутатскому корпусу, – это вопрос управления госсобственностью. Депутатов интересовало, есть ли в стране госорган, который отвечает за управление госактивами. «Если вопрос звучал прямо, есть ли ведомство, которое отвечает за реализацию политики в сфере государственного имущества или управления государственными активами, то такое ведомство есть. Это Министерство экономического развития и торговли. За реализацию отвечает Комитет государственного имущества Министерства финансов», – заявил Кайрат Келимбетов. Он пояснил, что сама система государственного имущества уже по сути трансформировалась в систему управления государственными активами. «Мы говорим о том, что при каждом министерстве существует какое-то АО, есть ли от него польза, платит ли оно дивиденды. Давайте я, чтобы ваши сомнения развеять, очень вкратце расскажу, как обстоит дело в этом вопросе. Практически свыше 90% всех активов государства сосредоточены в двух холдингах – это холдинг «Самрук-Казына» и холдинг «КазАгро», холдинг в индустриально-инновационной сфере и финансовой и холдинг в агросфере», – сообщил глава МЭРТ. По его данным, под управлением холдинга «Самрук-Казына» находится порядка $50–70 млрд актива. Это национальные нефтегазовые, урановые компании, это компании в сфере инфраструктуры: железная дорога, телеком, «Казпочта». Что касается бюджетов этих компаний и вопросов дивидендов, то, по словам Кайрата Келимбетова, по ним есть отдельное законодательство. По всем остальным АО, где есть минимум 10% госсобственности, есть постановление правительства, там дивиденды составляют около 50%.

«Политика государства в последние годы по отношению и к фонду «Самрук-Казына», и когда отдельно был «Самрук», и отдельно «Казына», и когда отдельно были национальные компании и институты развития, политика всегда была одна, в основном дивиденды, они выплачиваются небольшие, в частности, сегодня национальная компания выплачивает не больше 15% соответственно холдингу. Это дивидендная часть, но есть и прямые выплаты акционеру, то есть правительству, а они являются значительными», – считает Кайрат Келимбетов. По его данным, если взять в целом подоходный доход, то порядка свыше 20% этих налогов – это компании фонда «Самрук-Казына». Кроме того, он отметил, что свыше одного миллиарда долларов, оказывается, непрямых выплат в пользу акционера. «Что это такое? Это спонсорская помощь. Что такое спонсорская помощь? Это расходы по поддержке крупных городов Алматы и Астана, это благотворительность, это поддержка практически всего профессионального и крупного массового спорта. То есть все эти расходы государственные, по сути, на себя сегодня взяли национальные компании», – подчеркнул министр экономического развития и торговли.
Он убежден: «Как раз основная политика, которую Президент поручил в сфере управления государственными активами, – это прозрачность и эффективность через улучшение корпоративного управления. Совет директоров фонда «Самрук-Казына» возглавляет Премьер-Министр, совет директоров фонда «КазАгро» возглавляет его первый заместитель. Это как правая и левая рука Правительства, то есть все время все бюджеты, крупные изменения, все это рассматривается на соответствующих советах директоров, и есть полная картина, куда эти деньги идут». По его данным, эти деньги обратно реинвестируются в индустриально-инфраструктурное развитие нашей страны. Пятьдесят процентов программы индустриального развития – это проекты фонда «Самрук-Казына» и «КазАгро», остальные – частные крупные инвесторы и иностранные инвесторы.

На вопрос депутата Мухтара Тиникеева: «Зачем тогда Министерство нефти и газа?» Кайрат Келимбетов ответил предельно жестко: «Есть такой популистский вопрос: а зачем тогда министерство? Каждый должен заниматься своим делом. Это все равно, что спросить: зачем нужно государство и зачем нужен бизнес? Можно сделать все государственным. Мы разделили, есть государство, есть частный сектор. Все реформы и приватизации в этой сфере были. Точно так же в сфере управления государственными активами». По его убеждению, государственные активы – это такой же бизнес, как частный, только это бизнес в стратегических отраслях (железная дорога, нефть, уран), которые должны быть под контролем государства пока, есть решение, что это под контролем государства. И поскольку это бизнес, бизнесом должны руководить корпоративные менеджеры. «Мы все последние пять-десять лет проводили разницу, что министры участвуют в советах директоров, но в целом должны специальные структуры, которые созданы, «Самрук-Казына», «КазАгро» и другие акционерные общества от имени государства и по поручению правительства выполняют функцию контроля и управления этими структурами. Если есть вопросы по поводу того, какая там зарплата, зачем нам нужны все эти структуры, мы уже сто раз на них отвечали, если честно, это не так интересно. Нормально все там, прозрачно, понятно», – заявил Кайрат Келимбетов.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo