Монгольский транзит

Опубликовано
Страны Таможенного союза рассматривают возможность введения режима свободной торговли с Монгольской Народной Республикой (МНР). Главная причина – начинающееся освоение богатых ресурсами недр родины Чингизхана.

Страны Таможенного союза рассматривают возможность введения режима свободной торговли с Монгольской Народной Республикой (МНР). Главная причина – начинающееся освоение богатых ресурсами недр родины Чингизхана.

На этой неделе в Иркутске прошел Байкальский экономический форум (БЭФ). В мероприятии приняли участие политики и бизнесмены стран бывшего СССР, Восточной и Южной Азии, представители Европы. Особое внимание было приковано к монгольской делегации, возглавляемой премьер-министром Сухзбатаром Батболдом.
В прошлом году «Къ» писал о перспективах развития МНР. Правительство страны экономического кризиса 90-х и засухи 2001–2002 года осознало необходимость отхода от преимущественно аграрного типа производства, и интенсификации добычи полезных ископаемых. После нескольких лет кропотливой юридической работы официальный Улан-Батор открыл границы для большого иностранного инвестиционного капитала. Совсем недавно в Монголию пришел мировой лидер по добыче полезных ископаемых – Rio Tinto. В сфере его интересов – медь, уголь, молибден, олово, вольфрам, золото и другие минеральные ресурсы, в избытке хранящиеся в монгольских недрах.

Несмотря на то, что 70% монгольского экспорта приходится на Китай, Россия продолжает оставаться главнейшим экономическим партнером МНР, обеспечивая более 90% потребностей страны в нефтепродуктах и электроэнергии. Однако, российские компании не проявляют должной активности в монгольской экономике. В рамках БЭФ Сухбатарын Батболд дал понять, что в настоящее время Россия и ее партнеры упускают наиболее выгодные проекты для инвестирования, «отдавая» их западному и китайскому бизнесу. Он сообщил, что официальный Улан-Батор прорабатывает возможность присоединения к Азиатско-Тихоокеанскому торговому соглашению.

Что касается интересов Казахстана, то, по словам монгольского премьера, существует договоренность об изучении возможности заключения соглашения о свободной торговле с Таможенным союзом. Каковы условия такого соглашения – учитывая, что в 1997 году Монголия вступила во Всемирную торговую организацию – неизвестно.

Собеседник «Къ» в МЭРТ отмечает, что казахстанские компании не готовы инвестировать требуемые средства для разработки монгольских ресурсов. «Наиболее интересным с точки зрения прибыли для Казахстана является транзит полезных ресурсов, в этих целях МНР и рассматривает возможность заключения торгового соглашения», – рассказывает он.
Казахстанские бизнесмены скептически относятся к перспективам сотрудничества с Монголией. «Насколько мне известно, практически весь спрос на нефть удовлетворяется российскими мощностями, при том, что растет этот спрос низкими темпами», – отмечает директор компании, занимающейся поставкой товаров из Китая Алексей Посуляк. По его словам, низкая платежеспособность населения, вкупе со схожей с казахстанской продукцией, делает Монголию малопривлекательной для среднего отечественного бизнеса.

Сотрудничество В 2010 году товарооборот между Казахстаном и Монголией составил $23,3 млн. (экспорт – $22,7 млн. импорт – $0,6 млн). Действует Межправительственная казахстанско-монгольская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. 5-е заседание комиссии состоялось 24 апреля 2008 года в г. Астане.

Читайте также