Борьба с мифами

Опубликовано
На прошедшем в парламенте круглом столе на тему «Основные аспекты среднесрочной экономической политики РК в условиях интеграции в Единое экономическое пространство и турбулентности мировой экономики» депутаты мажилиса обрушили на министра экономической интеграции Жанар Айтжанову ряд претензий, касающихся функционирования ТС и ЕЭП. В ответ министр постаралась еще раз разъяснить депутатам основные положения принятых документов по ТС и ЕЭП и разрушить сложившиеся у части общества, экспертов и бизнеса мифы и стереотипы.

На прошедшем в парламенте круглом столе на тему «Основные аспекты среднесрочной экономической политики РК в условиях интеграции в Единое экономическое пространство и турбулентности мировой экономики» депутаты мажилиса обрушили на министра экономической интеграции Жанар Айтжанову ряд претензий, касающихся функционирования ТС и ЕЭП. В ответ министр постаралась еще раз разъяснить депутатам основные положения принятых документов по ТС и ЕЭП и разрушить сложившиеся у части общества, экспертов и бизнеса мифы и стереотипы.

Учитывая, насколько мудро была сформулирована тема круглого стола, в парламент пришел фактически весь экономический блок правительства. Однако один из основных ударов депутаты попытались нанести по режиму функционирования ТС и ЕЭП. Причем, по большому счету, воспроизводя сложившиеся у значительной части казахстанского общества, бизнеса и СМИ мифы. Так, по мнению депутата Кенжегали Сагадиева, соглашения по ТС не работают и чуть ли не наносят ущерб экономике Казахстана. Депутата мажилиса Санзызбая Есилова волнует уровень поддержки сельского хозяйства Казахстана, etcetera.
Наиболее характерными все же стали вопросы и выступление Кенжегали Сагадиева.
В частности, он заявил, что правительством «было обещано, что мы соотношение голосов в комиссии Таможенного союза поменяем. До сих пор ущемляются интересы Казахстана, то есть процент наших голосов не был решен». Кроме того, по его мнению, правительство дезинформировало общество и депутатский корпус, заявляя о переходе на единые с Россией железнодорожные тарифы. «Все сказали: как только вступите, вы перейдете на тарифные перевозки России. В бюджете нашем 9 млрд тенге заложено на транспортировку зерна через территорию Российской Федерации. Мы спросили, почему так? Почему это правило уже не работает? Один вопрос. Наверное, такие вопросы есть и по всем другим. Вы объясните: почему это соглашение мы сначала громогласно объявили всему народу, что мы то-то выигрываем, а сейчас, оказывается, мы не выигрываем, а проигрываем. Почему так получилось?» – обратился депутат к Жанар Айтжановой. Еще одна претензия Кенжегали Сагадиева касается обещаний правительства относительно объема выгод, которые получит страна от вступления в ТС. «Говорилось, что за счет изменения тарифной политики мы выигрываем 90 млрд. Это же тоже было обещано, и я спрашивал об этом. Где это? Почему никто не говорит о том, что мы получили и что мы потеряли в результате этого Таможенного союза?» – заявил депутат.

Жанар Айтжанова постаралась развенчать сложившиеся мифы и стереотипы. В частности, касаясь крайне болезненного вопроса о представительстве Казахстана в комиссии ТС, она заявила: «Договор о комиссии Таможенного союза для соглашений Таможенного союза уже прошел ратификацию, но в связи с формированием ЕЭП с 1 января расширяются функции комиссии Таможенного союза. Вы знаете, назначен спецпредставитель от Российской Федерации – министр промышленности и торговли Российской Федерации Христенко, от Казахстана также будет в ближайшее время назначен спецпредставитель, как и от Беларуси. Основная цель этих спецпредставителей – провести переговоры с национальными правительствами о том, какая будет структура».

Она пояснила, что с учетом тех замечаний, критических высказываний, которые были высказаны, в том числе и депутатами в ходе обсуждения договора о комиссии Таможенного союза, сейчас пересматривается представительство. В целом же, говоря о конфигурации наднациональных органов, она заявила: «Если есть 27 комиссаров в Европейском союзе, министры для всех стран Европейского союза, когда мы ведем торговые переговоры с Европейским союзом, мы ведем с комиссаром по торговле Европейского союза, а не Англии или Италии. Точно такие же будут министры стран Таможенного союза. Я не знаю, как они будут называться, это все еще рабочий документ. Мы сегодня ставим вопрос о том, чтобы это было равное количество от каждой стороны, из трех государств. Также мы ставим вопрос о консенсусе по вопросам, стратегически важным».

Кроме того, по ее словам, проводится техническая работа по дифференциации вопросов. «Потому что невозможно каждый вопрос консенсусом принимать. И будут более второстепенные технические вопросы, где будет квалифицированное большинство или простое большинство. То есть все эти вопросы сегодня обсуждаются, причем обсуждаются на всех уровнях – на уровне правительств и глав государств трех стран. У нас есть надежда, что исход переговоров будет соответствовать нашим национальным интересам, национальной экономической безопасности», – подчеркнула Жанар Айтжанова.

Что касается проблемы перехода на единый тариф с Россией в ж/д перевозках, то, по ее мнению, Казахстан должен сначала урегулировать свои собственные тарифы. «Вы сказали про транзит зерна и тарифы Российской Федерации, – заявила она, обращаясь к Кенжегали Сагадиеву. – В соответствии с соглашением о железнодорожной отрасли до 1 января 2015 года все три стороны только унифицируют собственные тарифы. Вы же знаете, что у нас по разным направлениям существуют разные тарифы на железнодорожные перевозки: самые низкие – на внутренние перевозки, потом – на импортные и более высокие – на экспортные». Она сообщила, ссылаясь на представителей АРЭМ, что Казахстан только унифицирует существующие тарифы до 1 января 2015 года. Причем, по словам министра, Россия в данном процессе пошла вперед: «Мы, казахстанцы, начали позже этот процесс унификации. У нас железнодорожные тарифы своего рода роль налоговых нагрузок выполняют: на экспорт – выше, на импорт – средняя, а на внутренние – наиболее низкие. Только после того как унифицируются эти тарифы, у нас будет национальный режим в отношении тарифов к перевозчикам. То есть наш транзит, наш экспорт в Российскую Федерацию будет проходить точно так же, как сами российские товары, по тем же тарифам, что и российские товары». Это, как заявила Жанар Айтжанова, поэтапное соглашение, по которому у нас есть свои обязательства. И подчеркнула: «Для нас унифицировать тарифы с учетом инфляции и последствий для экономики – это тоже не одномоментный процесс. Мы только на четыре группы товаров унифицировали сегодня по направлениям тарифов. Поэтому предстоит большая работа, и она будет закончена в соответствии с соглашением к 1 января 2015 года, и только после 1 января 2015 года мы можем говорить о равном доступе к тарифам железнодорожных перевозчиков».

Относительно плюсов и минусов от вступления Казахстана в ТС, по словам Жанар Айтжановой, ни в исследовании комиссии ТС, которое озвучил секретарь ЕврАзЭС Сергей Глазьев, ни в исследовании Всемирного банка фактически нет конкретики, по каким позициям Казахстан получил преимущества и где потерял. «Исследование Всемирного банка, где берутся большие цифры и говорится, что на столько ВВП вырастет, а за счет чего конкретно вырастет ВВП трех стран, ни в докладе Российской Федерации, ни в докладе Всемирного банка нет данных», – сообщила депутатам министр экономической интеграции. По ее словам, сейчас идет работа над конкретными исследованиями: есть предприятие, есть новые проекты, будут производиться такие товары, каким образом они будут востребованы, и что нужно сделать казахстанской как переговорной команде для того, чтобы эти товары экспортировались на территорию стран Таможенного союза.

«Такая работа проводится, и я думаю, что в ближайшем времени мы сможем еще раз к вам прийти и предоставить вам данные. У нас просто на сегодня не хватает официальной таможенной статистики», – резюмировала Жанар Айтжанова, обращаясь к депутатам парламента.

Читайте также