2358 просмотров

Табачный эксклюзив

Казахстанские продуктовые магазины могут потерять право торговать сигаретами. С соответствующей инициативой выступают антитабачные НПО, считающие данную меру действенной в борьбе против курения. Представители табачных компаний относятся к предложениям скептически, утверждая, что их принятие принесет больше вреда, чем пользы.

Табачный эксклюзив

Табачный эксклюзив
Казахстанские продуктовые магазины могут потерять право торговать сигаретами. С соответствующей инициативой выступают антитабачные НПО, считающие данную меру действенной в борьбе против курения. Представители табачных компаний относятся к предложениям скептически, утверждая, что их принятие принесет больше вреда, чем пользы.

На прошлой неделе глава национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамиля Садыкова заявила, что НПО предлагают казахстанскому правительству принять законодательные поправки, которые запретят частным магазинам торговать сигаретами. Эксклюзивное право продавать табачные изделия должны получить специализированные табачные лавки. По ее словам, меры, копируемые с российского опыта, – запрет на показ в кино курящих, запрет на курение вблизи железнодорожных вокзалов и прочие – бездейственны. Кроме того, представители общественности требуют повышения акцизного налога на сигареты. «Нужно поднять цены как минимум до 400 тенге, а также добиться переноса продажи сигарет исключительно в табачные лавки», – отмечает Джамиля Садыкова.
Государство не в первый раз усиливает борьбу с вредными привычками граждан через ограничения, накладываемые на малый и средний бизнес. На рассмотрении находится законопроект, ограничивающий торговлю алкоголем: право продавать алкоголь будут иметь лишь магазины площадью не менее 40 кв. м. Данная мера затрагивает интересы 20 тыс. мелких магазинов по всей стране, и сотни тысяч людей, вовлеченных в торговый бизнес. Эксперты отмечают, что алкоголь, как и сигареты, выполняет социальную роль: являясь высокорентабельными продуктами, они покрывают расходы магазинов на хлеб и другое продовольствие, наценка на которые существенно ограничивается.
Мотивация НПО по ограничению торговли сигаретами ясна. От курения в Казахстане ежегодно умирают 25 тыс. человек. Статистика также показывает, что в стране курят более 4,2 млн человек. В 2008 году потребление табачных изделий регистрировалось на уровне 2664 штук в год на человека, то есть каждый выкуривал по 7,3 сигареты в день, а в 2009 эта цифра увеличилась до 9 сигарет в день. Повторяя пример США, Канады, Великобритании, Франции, Германии и Турции, Казахстан ввел запрет на курение в общественных местах. В Европе и Америке это привело к сокращению потребления табака. Однако эксперты продолжают считать, что решение социальных проблем за счет интересов общества не является эффективным.
Нет ни одной страны в мире, где ограничения продажи табачных изделий – только в специализированных табачных магазинах – сказались бы на сокращении подросткового курения, считает менеджер по коммуникациям JTI Kazakhstan Олжас Бибанов. «Однако по опыту других стран можно утверждать, что подобные инициативы могут привести к увеличению торговли контрабандными и поддельными сигаретами, а также к росту неофициальной уличной торговли», – отмечает собеседник «Къ». По его словам, инициатива будет «на руку» крупным ритейловым сетям: от ограничения в первую очередь пострадают небольшие магазины, которые в отличие от крупных торговых сетей не имеют достаточных площадей и ресурсов для оборудования специализированного магазина или зоны под торговлю табачной продукцией. По предварительным оценкам, инициатива может затронуть свыше 40% магазинов и около 700 тыс. человек – владельцев и работников, непосредственно или косвенно занятых в этом бизнесе. «Если авторы инициативы хотят более эффективно решить задачу подросткового курения, то, возможно, наилучшим решением был бы более жесткий контроль над исполнением действующей нормы законодательства РК, согласно которой продавцы обязаны просить предъявить удостоверение личности, если у них возникают сомнения в совершеннолетии покупателя», – подчеркивает Олжас Бибанов.
Предлагаемые ограничения снизят прибыльность продуктовых магазинов, считает директор магазина «Нуркай» Маруар Жанибекова. По ее словам, в ежедневном закупе товара табачные изделия занимают порядка 18%. «Торговля сигаретами безусловно выгодна магазинам», – отмечает она, даже при том условии, что розничную стоимость на нее диктуют сами табачные компании, устанавливающие рекомендуемую цену. «Мы ограничены примерно 8–10% наценки, однако большие объемы делают торговлю выгодной», – подчеркивает собеседница «Къ».

Рынок сигаретОбъем производства сигарет в РК за последние три года составляет порядка 28 млрд штук. В Казахстане табачный бизнес представлен пятью основными компаниями: Philip Morris Kazakhstan, Gallaher Kazakhstan в составе Japan Tobacco International, British American Tobacco, KT&G, Imperial Tobacco. Доля Philip Morris Kazakhstan составляет 45%, JTI – 42% и British American Tobacco – 9%. Налоговые отчисления в пользу государства в период с 2001 до 2010 год включительно только от компаний JTI составили $450 млн

banner_wsj.gif

3628 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg