«Самрук-Казына». Перезагрузка

Опубликовано
10 августа президент подписал указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», согласно которому пакеты акций институтов развития АО «ФНБ «Самрук-Казына» переданы в доверительное управление Министерству экономического развития и торговли РК и Министерству индустрии и новых технологий РК, а так же Агентству по строительству и ЖКХ. Аналитики позитивно оценивают принятое решение, считая его исправлением ошибок, допущенных осенью 2008 года.

10 августа президент подписал указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан», согласно которому пакеты акций институтов развития АО «ФНБ «Самрук-Казына» переданы в доверительное управление Министерству экономического развития и торговли РК и Министерству индустрии и новых технологий РК, а так же Агентству по строительству и ЖКХ. Аналитики позитивно оценивают принятое решение, считая его исправлением ошибок, допущенных осенью 2008 года.

Фактически появление указа дает старт реорганизации ФНБ «Самрук-Казына». В результате принятого решения в доверительное управление министерствам и ведомствам передаются активы, которые по большей части до 2008 года входили в состав АО «Казына». Основным бенефициаром, согласно тексту указа, станет МИНТ. Под его управление перейдут Банк развития, АО «Инвестиционный фонд», АО «Kazyna Capital Management», АО «Экспертно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант», а МЭРТу – АО «Фонд развития предпринимательства «Даму». Кроме того, на правах владения и пользования Агентству РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства отойдут «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана», «Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов», «Ипотечная организация «Казахстанская Ипотечная Компания».
Фактически этот шаг вытекает из необходимости решения задач стратегического развития страны, поставленных президентом 17 апреля на расширенном совещании с участием членов правительства, акимов, руководства центральных госорганов, партии «Нур Отан» и ФНБ «Самрук-Казына». Смысл новой задачи, стоящей перед правительством и акимами, – обеспечить ежегодный прирост экономики дополнительно еще на 3% и более за счет интенсивного развития несырьевого сектора, малого и среднего бизнеса. Президент обозначил три источника для решения указанной задачи: привлечение инвестиций, внедрение инноваций, повышение эффективности государственных и общественных институтов.

Напомним, что Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в октябре 2008 года в соответствии с Указом Президента «О некоторых мерах по конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики». Но фактически его история началась в феврале 2006-го, когда было объявлено об объединении почти всех существовавших на тот момент национальных компаний под крышей одного холдинга «Самрук». В апреле 2006 года был создан Фонд устойчивого развития «Казына», который объединил все ранее созданные институты развития: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Фонд развития малого предпринимательства, «Казинвест» и другие. Эти институты уже имели за плечами свою историю, сложившиеся формы и методы работы.
Идеологической основой для создания госхолдингов стала концепция, согласно которой Казахстан должен вырваться из колеи поставщика сырья, а для этого необходимо, во-первых, целенаправленно выращивать суперкорпорации – «национальных чемпионов», которые были бы конкурентоспособны на мировых рынках; во-вторых, облегчить им выход на внешние рынки и поиск своих ниш на них. 13 октября 2008 года, когда «Самрук» и «Казына» были слиты в единый Фонд национального благосостояния, президент сформулировал его задачи, исходя из изменившейся ситуации: «Я считаю, что холдинг «Самрук-Казына» станет ядром казахстанской правительственной программы по вопросам преодоления глобального кризиса, а также основным инструментом правительства, которым нужно воспользоваться для увеличения возможностей государства». «В период кризиса на фонд были возложены не совсем свойственные, но жизненно необходимые в тот момент времени функции антикризисного менеджера. Это был период, когда требовалось «ручное управление» компаниями и необходимо было в тесном взаимодействии с правительством предпринимать оперативные действия для устранения негативных последствий для экономики. В целом успешное преодоление экономического кризиса доказало эффективность государственного холдинга», – считает директор информационно-аналитического департамента ФНБ «Самрук-Казына» Рахим Ошакбаев. Как считают в ФНБ, сейчас пришло время пересмотреть подходы к развитию холдинга, «вернуться к истокам» – задачам, определенным главой государства еще пять лет назад, и в первую очередь – к «программе выведения ценных бумаг национальных компаний на фондовый рынок». Руководитель центра экономического анализа и прогнозирования «Ракурс» Ораз Жандосов заявил «Къ»: «По идее, «вытаскивание» из «Самрука» основных компонентов «Казыны» – это правильное решение. Собственно, о том, что осенью 2008 года, когда произошло объединение, была совершена ошибка, я постоянно говорил в течение последних трех лет. Понятно, что развитие и поддержка новых производств, которые частный сектор должен развивать, никак не является основным видом деятельности ФНБ».
«Одним из ключевых вопросов последнего совета директоров была актуализация стратегии фонда, исходя из логики посткризисного развития», – сообщил «Къ» Рахим Ошакбаев. По его словам, было принято решение концептуально поддержать рыночную ориентацию холдинга, как компании, которая ставит целью максимизацию рыночной стоимости собственных активов. Исходя из подобной цели, в структуру холдинга не совсем вписываются институты развития, поскольку вряд ли главной целью для них является максимизация собственной рыночной стоимости и, соответственно, прибыли. «Решение о передаче «дочек» необходимо рассматривать в контексте реализации стратегических целей фонда. В управление переданы активы, которые были созданы как институты развития, для которых первичны другие функции. Поскольку в какой-то момент перед ними встает дилемма – максимизация прибыли либо реализация возложенных государством функций институтов развития. И, безусловно, они выберут второе, так как именно с этой целью и созданы, поэтому более уместным будет их управление со стороны уполномоченных госорганов», – говорит Рахим Ошакбаев. Правда, некоторые аналитики считают принятый вариант реорганизации не совсем оптимальным, в частности, Ораз Жандосов считает: «Сейчас это решение носит, скажем так, половинчатый характер. Поскольку передается в доверительное управление пакет, а баланс, долги остаются в ФНБ. Фактически, как я уже сказал, это исправление принятого ранее решения. И понятно, что исправлять труднее, чем совершать ошибки, отсюда, видимо, и некая «кривоватость». Но по смыслу – совершенно правильно». «Баланс действительно остается у фонда. Но ФНБ сейчас настаивает на введении раздельного учета, при котором показатели деятельности ФНБ будут рассматриваться в двух ракурсах: отдельно в части рыночной деятельности, где целью ставится повышение долгосрочной стоимости компаний фонда, и отдельно с учетом тех поручений и той социальной нагрузки, которую возлагает на фонд правительство», – полагает Рахим Ошакбаев.

Читайте также