Законодатели подвели итоги

Опубликовано
На прошлой неделе состоялось совместное заседание палат парламента, посвященное закрытию IV сессии парламента Казахстана четвертого созыва. Депутаты оценивают свою работу позитивно, считая, что нынешняя сессия высшего представительного органа прошла успешно, и парламент выполнил все поставленные перед ним задачи. Каникулы депутатов продлятся до 1 сентября текущего года.

На прошлой неделе состоялось совместное заседание палат парламента, посвященное закрытию IV сессии парламента Казахстана четвертого созыва. Депутаты оценивают свою работу позитивно, считая, что нынешняя сессия высшего представительного органа прошла успешно, и парламент выполнил все поставленные перед ним задачи. Каникулы депутатов продлятся до 1 сентября текущего года.

«Итоги деятельности, которые представлены сегодня общественному вниманию, дают право сказать, что парламент в основном выполнил задачи, поставленные президентом», – отметил спикер мажилиса парламента Урал Мухамеджанов и добавил: «В этой сессии в портфеле парламента было всего 190 законопроектов, из них 141 принят, 107 – подписаны главой государства».
В то же время спикер нижней палаты парламента отметил низкое качество законопроектов, вносимых на рассмотрение в мажилис парламента. По его данным, по этой причине из 130 законопроектов, поступивших из правительства в прошлую сессию, 72, или более половины, при первом поступлении не прошли регистрацию и были возвращены. Из них 28 проектов не были приняты из-за качества текста на казахском языке.
Наглядным примером низкого качества законотворческой работы стал республиканский бюджет на 2010–2012 годы, с рассмотрения которого парламент, собственно, и начал работу сессии.

Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О республиканском бюджете на 2010–2012 годы» представил министр финансов Болат Жамишев. «Основанием для уточнения параметров республиканского бюджета на 2010 год послужило изменение прогноза макроэкономических показателей на 2010–2014 годы. Поступления республиканского бюджета на 2010 год определены в объеме 3 517,8 млрд тенге, или с ростом по сравнению с действующим бюджетом на 139,4 млрд тенге. Предусматривается сокращение расходов республиканского бюджета на 130,1 млрд тенге», – сказал тогда глава Минфина.
Но точку, как выяснилось позже, ставить было рано: в течение одного финансового года республиканский бюджет уточнялся еще один раз и 16 (!) раз корректировался.

Все это, как отметил председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев, выступая в мажилисе на презентации Отчета об исполнении республиканского бюджета на 2010 год, привело к невыполнению и нарушению бюджетных статей Закона «О республиканском бюджете на 2010–2012 годы», недостаточно обоснованному планированию расходов бюджета, а также неосвоению и неэффективному использованию бюджетных средств. «На республиканском уровне неосвоенными на конец 2010 года остались 37,6 млрд тенге», – сообщил он.
Как того и следовало ожидать, его слова вызвали бурное негодование депутатов: и в адрес правительства, и в адрес самого Счетного комитета поступило много критики. «Несмотря на рост цен, данные за 2010 год свидетельствуют о том, что инфляция составила 6–8%, то есть в запланированном интервале. У меня вопрос: члены кабинета министров ходят в магазины? Откуда такие цифры?», – возмутился мажилисмен Мухтар Тинекеев.

Депутат Кенжегали Сагадиев пошел дальше и заявил: «Мы четвертый год слышим одно и то же. Пусть председатель Счетного комитета скажет, какие из замечаний прошлых лет были учтены правительством? Что изменилось в части администрирования республиканского бюджета?».
Однако как бы депутаты не были недовольны работой кабинета министров, это не помешало им принять соответствующий отчет правительства.
Также единогласно депутаты парламента одобрили проект Закона «О внесении изменения в Конституцию РК», тем самым преодолев вето президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на проведение референдума по продлению его полномочий до 2020 года.

Напомним, однако, что 2 февраля текущего года парламент на совместном заседании принял закон о досрочных выборах – после заявления Нурсултана Назарбаева о том, что страна должна учиться демократии, и он «…как президент и гарант Конституции не может создавать прецедент, который задает неверные ориентиры для следующих поколений политиков».
Следующей по актуальности стала тема досрочного роспуска нижней палаты парламента. Еще зимой, после решения Конституционного совета о том, что единогласно принятые мажилисом поправки, позволяющие провести референдум о продлении полномочий главы государства, не соответствуют Конституции, встал вопрос о легитимности палаты. Тогда этот вопрос был отложен – в связи с объявленными Нурсултаном Назарбаевым досрочными выборами президента.

Повторно тему роспуска мажилиса поднял советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. «Досрочное прекращение полномочий мажилисменов возможно, это предотвратит политический застой и поможет главе государства в модернизации политической системы», – заявил он в начале апреля и добавил: «Думаю, что о роспуске депутатам могут сообщить после инаугурации, в таком случае выборы пройдут летом».
Однако, в отличие от прогнозов относительно итогов выборов, эти предположения советника не оправдались. Парламент продолжил работу в обычном режиме и до конца сессии успел принять ряд важных для бизнеса законов.
С позиции поддержки малого и среднего бизнеса был принят Закон «О государственном контроле и надзоре», установивший для всех госорганов единые принципы и правила проведения контроля в целях уменьшения административного давления на бизнес. «В отношении субъектов частного предпринимательства правоохранительные органы могут проводить контрольно-надзорные мероприятия только в рамках оперативной деятельности, уголовного преследования, административного производства или реализации регулятивных функций. Предлагаемая норма позволяет исключить факты необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов», – заявил еще в ходе презентации данного документа в мажилисе вице-министр юстиции Дулат Кусдавлетов.

Позитивно был воспринят бизнес-сообществом законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования разрешительной системы». В целом в его рамках Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) отменило 331 разрешительный документ из 1 015 действующих. Среди них: 20 видов и 39 подвидов лицензируемой деятельности, 5 из 20 видов сертификации, 2 из 8 видов аккредитации, 44 из 131 вида разрешений, 134 из 184 согласований, 48 из 165 видов прочих документов.
Документ установил норму, согласно которой лицензиар будет обязан проверить представленный заявителем пакет документов на полноту и уведомить последнего в случае нехватки какой-либо бумаги в течение двух дней, в противном случае он теряет право отказать заявителю по этой причине.

Кроме того, в случае непредставления госорганом мотивированного отказа в выдаче лицензии в течение установленного срока (10 дней для МСБ, 30 – для остальных), разрешительный документ автоматически, то есть без письменного уведомления заявителя, как то было ранее, считается выданным, а процедура – одобренной. Кроме того, была исключена обязательность нотариального заверения предоставляемых в госорганы копий документов.
Широкий общественный резонанс вызвал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиление гарантий законности в уголовном процессе», в рамках которого 20% экономических преступлений подверглись декриминализации, а по остальным было введено наказание, не связанное с лишением свободы.
Однако и это не все: за месяц до закрытия очередной парламентской сессии депутаты мажилиса в ходе пленарного заседания палаты одобрили во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства», направленный на реализацию второго этапа гуманизации уголовного законодательства страны в сфере экономической деятельности.
Весьма неоднозначную оценку как депутатов, так и общественности в целом вызвали два законопроекта, установившие уголовную ответственность юридических лиц и за нарушение Экологического кодекса страны.
Аналогичную реакцию вызвал проект Закона «О нотариате», разработанный Министерством юстиции страны и предусматривающий упразднение действующей с 2003 года системы ограничения численности нотариусов. Документ после бурного обсуждения в ходе предпоследнего пленарного заседания мажилиса парламента был все-таки одобрен.

Итоги парламентской сессии:За год парламентом было рассмотрено 190 законопроектов, из них более 140 законов приняты, 107 – подписаны главой государства.
Во время сессии состоялись 12 правительственных часов. За прошедший период должностным лицам различных уровней было направлено около 900 депутатских запросов.

Читайте также