Агробанк: pro at contra

Опубликовано
Депутаты мажилиса перед уходом на каникулы решили поставить точку в дискуссии о необходимости создания в Казахстане сельхозбанка, инициировав разработку проекта Закона «О Банке развития сельского хозяйства Республики Казахстан». Проект задевает интересы многих участников рынка, а его судьба будет зависеть от позиции правительства, которое, согласно законодательству, должно дать положительное либо отрицательное заключение.

Депутаты мажилиса перед уходом на каникулы решили поставить точку в дискуссии о необходимости создания в Казахстане сельхозбанка, инициировав разработку проекта Закона «О Банке развития сельского хозяйства Республики Казахстан». Проект задевает интересы многих участников рынка, а его судьба будет зависеть от позиции правительства, которое, согласно законодательству, должно дать положительное либо отрицательное заключение.

Особенно активно дискуссии о необходимости создания специализированного банковского института ведутся в Казахстане на протяжении последних трех лет. При этом как в правительстве, так и в бизнес- и экспертном сообществе по этому вопросу существуют диаметрально противоположные мнения. Депутаты мажилиса решили поставить точку в затянувшейся дискуссии.
Если же обратить внимание на действительное положение дел, то в последнее десятилетие практика работы БВУ республики, состоящего только из частных банков, свидетельствует о сокращении кредитования сельского хозяйства. Доля сельского хозяйства в кредитных портфелях банков второго уровня снизилась с 12% в 2003 году до 3,8% в 2010 году. За последние четыре года (2007–2010) доля кредитов сельскому хозяйству по отношению к совокупному кредитному портфелю банков не превышала 3,8%.

В целом, на сегодня нет никаких оптимистических экономических предпосылок, способствующих тому, чтобы кредитная политика частных банков в средне- и долгосрочной перспективе могла радикально измениться в пользу сельской экономики, сельских территорий, где сейчас проживает более 45-46% населения страны. Фактически в настоящий момент сельское хозяйство – на уровне как юридических, так и физических лиц – серьезно ограничено в доступе к кредитным ресурсам.

По мнению представителей агробизнеса, высказанному «Къ», еще одним фактором, ограничивающим доступ к кредитным ресурсам, является не столько уровень процентных ставок, сколько неумение и нежелание БВУ адекватно оценивать существующие в аграрном секторе залоги, а также проводить адекватную экспертизу предлагаемых проектов и возникающих рисков, за исключением операций по купле-продаже.
Если говорить о мировом опыте, на негативный характер которого ссылаются противники Агробанка, то во многих странах мира подобные учреждения функционируют, и функционируют достаточно успешно. Наиболее известные примеры – французские Credi Agricol и голландский Rabobank. Об интересе инвесторов к деятельности специализированных сельхозбанков говорит и тот факт, что специализированный сельхозбанк Китая – AgBank – провел недавно в Гонконге крупнейшее в мире IPO, разместив акции на сумму около $23 млрд. Достаточно успешно работает и российский «Россельхозбанк», который занимает шестую строчку в банковской системе России с активами более $22 млрд, и активно реализует существующие в этой области нацпроекты.

Кстати, в беседах «Къ» с представителями мировых финансовых институтов, таких, как ЕБРР и Международная финансовая корпорация, их представители положительно относились к идее создания Агробанка, вплоть до возможности участия в его капитале.
Если же говорить непосредственно о проекте закона, то разработчики полагают, что Банк развития сельского хозяйства Республики Казахстан необходимо создавать как типичный и полноценный БВУ (в этом – его отличие от БРК), который вправе выполнять любые банковские операции, характерные для банковского учреждения, но, в то же время, должен специализироваться на обслуживании агрокомплекса, сельского хозяйства и сельской экономики в целом. По их мнению, деятельность Банка развития сельского хозяйства Республики Казахстан должна осуществляться в соответствии с законодательством, признанным мировым экономическим сообществом, что позволит ему выходить на международные рынки заимствования, страхования, организовывать финансовое сопровождение экспортно-импортных операций.

Кроме того, считают авторы законопроекта, Банк развития сельского хозяйства Республики Казахстан должен быть государственным банком, учредителем и акционером которого выступило бы правительство РК, что позволит придать банку статус агента правительства, а, значит – проводить через него государственную политику в аграрном секторе и на сельских территориях. На этой основе правительство обретет законные права и возможности для создания эффективной кредитной системы в аграрном секторе, упразднив или присоединив к Банку развития сельского хозяйства Республики Казахстан все другие многочисленные, малоэффективные и высокозатратные финансовые фонды, находящиеся на постоянной бюджетной подпитке и не приносящие доходов в бюджет.

Разработчики считают, что Банк развития сельского хозяйства мог бы кредитовать и оказывать различные банковские услуги не только субъектам аграрного сектора, но и всем другим субъектам, находящимся на селе, в том числе, и субъектам, не относящимся к агропромышленному комплексу, как-то: предприятиям электро-, водоснабжения, розничной торговли, коммунального хозяйства; занимающимся строительством жилья, строительством и реконструкцией дорог, мостов; МСБ, оказывающим бытовые услуги в сельской зоне. Кроме того, банк мог бы предоставлять розничные кредиты непосредственно населению, принимать вклады, осуществлять платежи, банковские переводы и т. д.
Также, будучи универсальным и имея разветвленную филиальную сеть на местах, он мог бы обслуживать денежные потоки, направляемые со всех уровней бюджетной системы на финансирование сельских административных территорий, что в значительной степени упростило бы процесс доведения бюджетных субсидий до конкретных товаропроизводителей, а также сделать его адресным, прозрачным и малозатратным для администраторов соответствующих бюджетных программ.

Активными противниками создания Агробанка являются, прежде всего, представители действующего финансового сектора Казахстана, в частности, Национальный банк и ассоциация финансистов Казахстана. Так, глава Нацбанка Григорий Марченко неоднократно резко высказывался против этой идеи. Схожей позиции придерживается и министр финансов Болат Жамишев, заявивший в беседе с «Къ», что создание Агробанка он считает нецелесообразным. Суть их аргументов сводится к следующему: неудачный опыт функционирования подобного института в Казахстане (сельхозбанк существовал в начале 90-х годов прошлого века); высокие риски, свойственные сельхозпроизводству; наличие уже сейчас многоуровневой системы кредитования сельского хозяйства в обязательном порядке; недопустимость льготных ставок кредитования, которые, по мнению противников Агробанка, будут составлять основу деятельности этого учреждения; мировая практика.

Сторонниками создания специализированного Агробанка являются, прежде всего, представители аграрного сектора. Еще в июне 2010 года на заседании кабинета министров курирующий сельское хозяйство первый вице-министр Умирзак Шукеев высказался за создание для сельского хозяйства специализированного банка, так как он позволит уменьшить риски, и в соседних странах подобные учреждения есть. Подобную позицию высказывали (в бытность министром сельского хозяйства) Акылбек Куришбаев и председатель правления «Казагро» Алитхан Смаилов. Положительньо относятся к идее создания Агробанка и председатель Счетного комитета Омирхан Оксикбаев, депутаты аграрного комитета мажилиса парламента.

Читайте также