2117 просмотров

Вагон по бросовой цене

Очередной скандал сотрясает транспортный сектор. «Дочка» КТЖ, Казтемиртранс, нанесла государству ущерб в размере 3 млрд. тенге, продавая списанное имущество по заниженным ценам.

Вагон по бросовой цене

Вагон по бросовой цене
Очередной скандал сотрясает транспортный сектор. «Дочка» КТЖ, Казтемиртранс, нанесла государству ущерб в размере 3 млрд. тенге, продавая списанное имущество по заниженным ценам.



В середине июня на специальном брифинге в Астане старший прокурор управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере Главной транспортной прокуратуры Константин Вязун сообщил о нарушениях в Казтемиртрансе. С 2006 года по настоящее время Казтемиртрансом и его дочерними организациями реализовано предприятиям более 16 тыс. списанных грузовых вагонов, более 133 тыс. тонн лома и отходов черных металлов по ценам, значительно более низким в сравнении с действовавшими рыночными ценами. Реализация списанных вагонов и отходов черных металлов осуществлялась различным предприятиям на основании их ценовых предложений. При этом покупатели, приобретая имущество у Казтемиртранса по заниженным ценам, не неся каких-либо значительных затрат, осуществляли реализацию этого имущества третьим лицам уже по рыночным ценам, превышавшим цену закупки в два и более раза, – отмечает прокурор. «Общая суммарная разница между рыночной стоимостью закупа оптовых партий лома и отходов черных металлов и доходом от реализации этого имущества в 2007–2011 годах составляет около 3 млрд. тенге, соответственно, акционерным обществом недополучен доход на указанную сумму», – подчеркивает он.

Главная транспортная прокуратура связывает указанные нарушения с отсутствием в компании регламентированных алгоритмов выбора покупателей, что, естественным образом, повышает коррупциогенность данного сектора. В настоящее время в материнскую компанию – КТЖ – направлено представление об устранении выявленных нарушений и наказании всех виновных. «Компании рекомендовано проводить продажу списанного имущества лишь путем открытого аукциона, публикуя информацию о нем в средствах массовой информации», – отмечает Константин Вязун. Сама прокуратура сейчас ведет доследственную проверку на предмет совершения сотрудниками компании умышленных преступлений.
«Къ» обратился в КТЖ за разъяснениями, и был перенаправлен с вопросами непосредственно к Казтемиртрансу. В компании «Къ» заявили, что у ее руководства есть официальная позиция, способная объяснить сложившуюся ситуацию, и в ближайшее время данная позиция может быть озвучена. Вчера после обеда ответы на свои вопросы «Къ» так и не получил.

Компания, как она есть АО «Қазтеміртранс» – крупнейший оператор грузового вагонного парка Республики Казахстан. Создано 21 октября 2003 года в рамках реформирования железнодорожного транспорта в Казахстане, является 100%-ным дочерним предприятием АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы». Являясь крупным собственником инвентарного парка грузовых вагонов Республики Казахстан (порядка 63 000 единиц), АО «Қазтеміртранс» осуществляет более 56% грузоперевозок от общего объема железнодорожных перевозок по территории Казахстана

banner_wsj.gif

3628 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg