Разрешительный секвестр

Опубликовано
Возможно, уже с лета текущего года прекратят действие все подзаконные акты ниже уровня постановления правительства, регулирующие казахстанский бизнес. Точная дата зависит от того, насколько быстро парламент Казахстана примет соответствующий законопроект по вопросам реформирования контрольно-надзорных функций госорганов. Вице-министр МЭРТ Тимур Сулейменов уверен, что это «однозначно» произойдет до 1 июля текущего года, когда парламентарии уйдут на каникулы.

Возможно, уже с лета текущего года прекратят действие все подзаконные акты ниже уровня постановления правительства, регулирующие казахстанский бизнес. Точная дата зависит от того, насколько быстро парламент Казахстана примет соответствующий законопроект по вопросам реформирования контрольно-надзорных функций госорганов. Вице-министр МЭРТ Тимур Сулейменов уверен, что это «однозначно» произойдет до 1 июля текущего года, когда парламентарии уйдут на каникулы.

На прошедшей в Алматы III ежегодной конференции по либерализации торговли и таможенной реформе, организуемой USAID совместно Министерством экономического развития и торговли (МЭРТ), Тимур Сулейменов сообщил главам бизнес-ассоциаций, что законопроект уже одобрен мажилисом и сейчас находится в сенате. Им предусматривается внесение поправок в 140 законодательных актов, 10 кодексов и 130 законов. «Основная мысль – установить, чтобы все требования к бизнесу были на уровне постановления правительства и выше, то есть Указа Президента, Законов РК и Кодексов», – сказал вице-министр. По его данным, сейчас огромное количество требований, содержащихся в отраслевых приказах и инструкциях, утвержденных министрами, председателями соответствующих комитетов и местных исполнительных органов, противоречат Законам РК. «После принятия данного законопроекта любые требования ниже уровня постановления правительства будут поводом для обращения в прокуратуру или МЭРТ», – отмел Тимур Сулейменов сомнения глав отраслевых бизнес-ассоциаций.

Проведен через мажилис и также рассматривается сейчас сенатом еще один законопроект, отменяющий 332 разрешительных документа (включая лицензии, сертификаты и аккредитации) из выявленных МЭРТ на данный момент 1115-ти. Это, по расчетам министерства, должно уменьшить разрешительный документооборот на 900 тыс. единиц в год.

Правительство надеется, что общее улучшение бизнес-среды скажется и на международной торговле, поскольку по легкости ведения бизнеса в этой сфере Казахстан отстает практически от всех стран мира, занимая по индексу «Международная торговля» рейтинга Всемирного банка Doing Business (включен в Стратегический план развития РК до 2020 года как один из индикаторов), 181 позицию из 183. Что особенно обидно на фоне общих успехов – в целом в рейтинге ВБ Казахстан с 2008 года поднялся с 72 места на 50-е, заслужив в прошлом году звание лидера среди стран Восточной Европы по темпам реформ.

Впрочем, тому есть и объективные причины. Казахстан по определению не может улучшить его, скажем, до первой «десятки» и даже «двадцатки», – объясняла «Къ» в ноябре прошлого года ведущий автор проекта Doing Business Светлана Багаудинова (Вашингтон) – просто потому, что относится к группе стран, не имеющих выхода к морю. Но у страны есть возможность приблизиться хотя бы к середине списка, последовательно совершенствуя правовую базу и практику.

Тимур Сулейменов тоже считает, что возможности правительства в улучшении проблемного индекса ограничены – в связи с тем, что методология расчета индекса включает в себя множество показателей, в частности, транспортно-логистических и финансовых, которые зависят от приоритетов и возможностей частного сектора. В том, что касается регуляторных функций и правовых вопросов, правительство готово активно сотрудничать с международными консультантами, однако улучшение не должно стать самоцелью, гораздо важнее – системное улучшение бизнес-среды.

На базе рекомендаций ВБ, презентованных в феврале, составлен комплексный план, который находится сейчас на утверждении правительства. МЭРТ, однако, по словам Тимура Сулейменова, уже сейчас ведет активную работу в этом направлении. Так, после долгих переговоров на уровне правительства Нацбанк разработал законопроект о внесении изменений в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который предусматривает отмену паспорта сделки для участников ВЭД, что уменьшит как временные потери, так и расходы, связанные с его получением. По мнению вице-министра МЭРТ, на самом деле это – никакой не паспорт, а просто регистрационная запись, для которой достаточно наладить обмен информацией в закрытых системах связи между агентами валютного контроля и таможенными органами. Правда, этот законопроект не успеет попасть в парламент до каникул, но Тимур Сулейменов рассчитывает, что до конца года он все же будет утвержден.

Упростить международную торговлю призвана и Система управления рисками, действующая в таможенных органах с ноября 2010 года. Она делит всех участников ВЭД на категории в зависимости от профиля деятельности, категории товаров и истории взаимоотношений с таможенными органами. Теоретически для «белых» участников ВЭД процедура таможенного оформления должна стать намного легче.

Большие надежды возлагаются и на электронное правительство, в частности, систему «ВЭБ-Декларант», которая позволяет бизнесу на бесплатной основе формировать свою базу электронных документов.

Однако эксперт USAID Андрей Кузнецов считает, что в вопросах перехода на электронный документооборот пока больше имиджевой составляющей, чем реальной пользы. На сегодняшний день электронная копия, например, транзитной декларации решает лишь вопрос ускорения ввода данных в системы таможни, но не их автоматическую обработку, то есть, по сути, это – тот же бумажный документ, только сканированный – обрабатывается он по-прежнему вручную. Необходимо обеспечить автоматическую проверку документов, выданных в электронной форме, при пересечении границы.

Кроме того, таможенные органы не доверяют электронным документам, и не без причины, объясняет Андрей Кузнецов. По данным эксперта, по состоянию на 20 апреля Государственная база данных не содержит ни одной лицензии за 2011 год, хотя с 1 января 2011 года все документы там должны быть. «Именно это приводит к недоверию – база неточная и неполная» — считает он.

В целом, система Государственной базы данных и лицензирования требует доработки, да и начальное понимание ее назначения сильно отличается от реальных потребностей бизнеса. Андрей Кузнецов обнаружил, в частности, что уникальные номера электронных лицензий не передаются участникам рынка. «Если мы выдаем номера лицензий системе, но не выдаем их пользователю, зачем они вообще нужны?» — задается вопросом эксперт USAID.

Doing Business в КазахстанеDoing Business концентрируется именно на условиях для местного бизнеса и не рассматривает условия для иностранных инвесторов. Среди респондентов в Казахстане — более 50 глав компаний, юридических агентств, занимающихся регистрацией бизнеса и т.д. Респонденты в госорганах составляют 20%. Основу рейтинга составляет анализ бизнес-законодательства.

Читайте также