Оздоровление с условиями

Опубликовано
Будет ли оздоровление предприятий реально эффективной кампанией, пока сказать трудно, поскольку обнародованная концепция Программы содержит множество неясностей.

Будет ли оздоровление предприятий реально эффективной кампанией, пока сказать трудно, поскольку обнародованная концепция Программы содержит множество неясностей.

«Программа посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий) разработана для оздоровления конкурентоспособных предприятий, задолженность которых превышает 4,5 миллиарда тенге на 1 января 2011 года» — отметил министр финансов Болат Жамишев. Кредиты должны быть для предприятий настолько весомыми, что «без реструктуризации их исполнение в будущем будет проблематичным». В Программе смогут участвовать предприятия, являющиеся субъектами среднего и крупного бизнеса, имеющие статус системообразующих, за исключением производителей алкогольной, табачной продукции, и компаний, работающих в добывающих отраслях. В Программе могут принять участие предприятия, к которым применена реабилитационная процедура на основании решения суда до 1 января 2011 года.

Кто будет главным арбитром? Например, вопросы по «Дорожной карте» решает комиссия, заседания которой открыты для всех. Кто и как станет оценивать конкурентоспособность предприятий? Как это можно сделать, если предприятие не успело выйти на проектную мощность? Каковы критерии «системообразующих» предприятий? А если у него часть активов находится за рубежом?

При таком зыбком подходе, создается впечатление, что в Программу войдут предприятия, признанные достойными госпомощи лишь по чьей-то прихоти.

«Участниками Программы не могут быть юридические лица с участием государства, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и контролируемые ими юридические лица, а также юридические лица с иностранным участием», – уточнил министр финансов.

Если предприятие все же прошло строгий отбор, то комитет кредиторов может нанять консультантов для разработки плана оздоровления. Половину стоимости этой работы, но не больше 35 млн тенге для 1 участника, оплатит государство. Помимо этого, государство поможет с отсрочкой по уплате налогов в бюджет, с налоговыми преференциями, с предоставлением гарантированного заказа на 4 года.

Остальные меры государственной поддержки пока не вызывают бесспорной поддержки у представителей бизнеса. Среди них значится субсидирование процентной ставки по займам, лизинговым операциям, купонам по облигациям, размещенных на KASE. Пока говорится о том, что субсидии не превысят 7%, но и итоговая ставка по займам должна быть не ниже 7%. В таком случае у банков появляется возможность неконтролируемого завышения процентных ставок, при котором основную выгоду от Программы получат не предприятия, а банки.
Мероприятия по оздоровлению предприятий в БВУ должны согласовываться с политикой по размещению субъектами квазигосударственного сектора денежных средств на депозитах в этих банках.

Накануне принятия программы в правительстве НЭП «Союз Атамекен» просил обратить внимание на ряд неучтенных моментов. В частности, за бортом «Дорожной карты бизнеса» и Программы оздоровления остались предприятия, которые кредитовались в БРК, но имеют долги меньше 4,5 млрд тенге. Заёмщики БРК не были допущены к процедурам оздоровления по условиям «Дорожной карты бизнеса-2020» и по размеру долга не подпадают под программу оздоровления. Таких объектов не много, поэтому не сложно рассмотреть возможность их включения в программу в индивидуальном порядке.

Председатель правления НЭП «Союз Атамекен» Азат Перуашев предлагал ограничить право банков на конвертацию начисленного вознаграждения в сумму основного долга по кредитам в рамках Программы оздоровления.

Расходы сейчас подсчитать трудно. «При самом пессимистичном сценарии, при котором: все потенциальные участники примут участие в Программе, все планы оздоровления будут иметь максимальные сроки (5 лет), все планы оздоровления потребуют субсидирования ставки вознаграждения по кредитам, расходы могут составить до 145,404 млрд. тенге», – отметил Болат Жамишев и добавил, что реальная оценка позволяет прогнозировать расходы в размере 80 млрд тенге.

От реализации программы ожидается:
Оздоровление 30-50 предприятий, имеющих важное значение для экономики Казахстана, сохранение не менее 70% действующих рабочих мест.

Читайте также