Страсти по референдуму

Опубликовано
Завтра, 14 января, на совместном заседании палат парламент рассмотрит вопрос о преодолении вето президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на проведение референдума по продлению его президентских полномочий до 2020 года. Большинство опрошенных «Къ» депутатов уверены, что вето будет легко преодолено. Итоги парламентского голосования продемонстрируют, насколько серьезно нежелание самого президента менять Конституцию, утверждают лидеры оппозиции, которые намерены 29 января выработать план совместного действия.

Завтра, 14 января, на совместном заседании палат парламент рассмотрит вопрос о преодолении вето президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на проведение референдума по продлению его президентских полномочий до 2020 года. Большинство опрошенных «Къ» депутатов уверены, что вето будет легко преодолено. Итоги парламентского голосования продемонстрируют, насколько серьезно нежелание самого президента менять Конституцию, утверждают лидеры оппозиции, которые намерены 29 января выработать план совместных действий.

Стремительный набор оборотов инициативы безвестного до этого семипалатинского ректора стал в первые дни нового года объектом внимания ведущих деловых СМИ, начиная с The Financial Times и заканчивая российским «Коммерсантом». На этой неделе о своей официальной позиции заявило правительство США, которое, как выяснилось, внимательно следит «за предложением граждан и официальных лиц Казахстана». Администрация Барака Обамы напоминает, что «когда Казахстан, как действующий председатель ОБСЕ, принимал 1-2 декабря в Астане саммит ОБСЕ, он еще раз подтвердил свою приверженность продвижению по пути демократии» и считает, что референдум, в случае замены им президентских выборов, гарантированных Конституцией РК, будет отходом от демократии. «На наш взгляд важно, чтобы правительство и граждане Казахстана уважали свои международные обязательства и продолжали стремиться к свободным и честным выборам», – сказано в заявлении, распространенном в понедельник 10 января.

Впрочем, о позиции США было известно еще 5 января со слов посла Ричарда Хоугланда, который, завершая свою миссию в Казахстане, встретился с представителями СМИ в Астане. Посол рассказал журналистам о своей встрече с госсекретарем РК Канатом Саудабаевым, состоявшейся перед этим, во время которой он пытался «понять точку зрения Казахстана». Канат Саудабаев, по словам Хоугланда, представил американскому послу «целый ряд правильных аргументов, почему он считает, что этот вопрос (по замене президентских выборов референдумом – «Къ») соответствует представлению Казахстана о демократии и сказал, что, в конечном счете, это вопрос внутренней политики Казахстана». Ричард Хоугланд, в свою очередь, возразил, что этот вопрос в то же время и международный, «потому что у Казахстана есть международные обязательства».
Однако официальная позиция США была обнародована лишь после того, как 6 января Нурсултан Назарбаев подписал Указ «Об отклонении предложения парламента Республики Казахстан о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

Напомним, что референдум продвигают сейчас одновременно две независимые, во всяком случае законодательно, инициативы – группы граждан и парламента. Буквально на следующий день после регистрации в ЦИК 27 декабря «усть-каменогорской инициативы» спикер верхней палаты парламента Касым-Жомарт Токаев, открывая пленарное заседание, заявил, что сенат обеспечит необходимую законодательную базу для проведения референдума по продлению полномочий действующего президента республики Нурсултана Назарбаева. «Я глубоко убежден, что депутаты сената единогласно поддержат эту инициативу», – сказал он. Депутаты обеих палат проголосовали единогласно за вынесение на референдум вопроса «Принимаете ли вы закон о внесении изменений в Конституцию, предусматривающих возможность продления на республиканском референдуме президентских полномочий первого президента?». Именно на эту депутатскую инициативу президент и наложил вето своим Указом. Которое, впрочем, может быть легко преодолено, если более 80% депутатов продолжат настаивать на своем в пятницу.

Причин, по которым народные избранники могут поменять свое единогласное мнение, высказанное 29 декабря, пока не видно. Лидер партии ОСДП Жармахан Туякбай считает, что исход пятничного голосования зависит исключительно от воли самого Нурсултана Назарбаева. «Если вся эта затея началась с его одобрения, то парламент преодолеет вето. Если нет, то 80% не будет набрано», – такой прогноз он озвучил для «Къ». Жармахан Туякбай сообщил, что оппозиция планирует совместные действия по поводу референдума. Так называемое Собрание демократических сил запланировано на 29 января. Какие оппозиционные силы примут в нем участие, пока не ясно. Полную готовность действовать демонстрирует пока только блок «Народовластие», куда входят Коммунистическая партия Казахстана и незарегистрированная партия «Алга». Глава Компартии Газиз Алдамжаров даже несколько недоволен выжидательной тактикой коллег по оппозиции. По его мнению, результат депутатского голосования известен заранее. Лидер коммунистов Казахстана считает, что надо организовывать митинги против референдума по всей стране. «Но для этого надо работать с народом, а то митинги, на которые приходят 100 человек, ничего, кроме унижения, не дают», – констатирует он.

Умеренно-оппозиционная партия «Ак Жол» также обнародовала на этой неделе свою официальную позицию. Партия распространила заявление за подписью своего председателя Алихана Байменова, в котором напоминается, что в Казахстане 3 раза проводились выборы президента, и они ни разу не расшатали стабильность, не подвергли угрозе безопасность, целостность и независимость страны. «Ак Жол» считает, что инициатива по проведению референдума является попыткой переложения гражданской ответственности всех на одного человека.

«Инициаторы и поддержавшее их руководство правящей партии не задумываются о долгосрочных последствиях отмены выборов. Истинные инициаторы и дальше хотят существовать в тепличных условиях, решая свои личные проблемы под прикрытием лозунгов о поддержке первого президента», – говорится в заявлении. Тезис об «экономии средств» Алихан Байменов считает несостоятельным – по его данным она сопоставима с той, которую может дать сокращение парка служебных машин госчиновников на 2-3%. «Отмена выборов президента в любой стране является признанием глубоких проблем политической системы, ее неустойчивости либо необходимости принятия чрезвычайных мер по преодолению кризисных явлений», – резюмирует Байменов и, приветствуя решение президента Н.А.Назарбаева об отклонении инициативы по проведению референдума, призывает участников законотворческого и политического процесса помнить о своей гражданской и исторической ответственности.

Участников процесса, однако, такие аргументы не убеждают, и они намерены преодолеть вето. Депутат мажилиса Валерий Доскалов уверен в необходимости референдума, поскольку «о его необходимости и правильности сказал народ – более 4,5 млн человек подписали». По его мнению, обществу «для реализации задач, которые поставил глава государства до 2020 года не нужны политические потрясения», каковыми депутат, очевидно, считает президентские выборы. «Наверняка кто-то будет говорить, что у нас есть в республике люди, которые научатся и т.д. и т.п., но для этого надо подготовить базу. Любая смена правления ведет к смене команды, курса. Наверное, президент это четко представляет, наверное, есть человек, который учится, и он его учит». Отдавая должное дальновидности президента РК, Валерий Доскалов считает, что Елбасы лично должен завершить то, что было намечено до 2020 года: «Раз он наметил, то он представил себе как, где, когда шагать. Я уверен, что все наши депутаты рассуждают примерно в этом ключе, и что мы преодолеем вето ради и во имя нашего народа», – сказал он «Къ» в среду.

Абсолютно уверен в последнем и депутат мажилиса Владимир Нехорошев, ответивший «Къ» в эстетике культуры соцреализма «Референдуму – быть!». Депутат Людмила Хочиева не взялась прогнозировать результаты пятничного заседания, но тоже уверена, что это не повредит Конституции: «У нас основная сила в рамках Конституции – это наш народ, а более 4 млн человек уже высказались за референдум».

При этом законодатели не обращают внимания на явную юридическую коллизию (даже если оставить в стороне политический аспект), возникшую из-за практически одновременного старта двух одинаковых инициатив: группы граждан и законодательного органа. Для того чтобы референдум по инициативе граждан, то есть в данном случае по продлению полномочий президента республики, не противоречил Конституции страны, надо в основной закон внести изменения. Дело в том, что ст.3 Закона «О референдуме» прямо перечисляет вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум, и среди них вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод граждан. Известный казахстанский юрист и адвокат Сергей Уткин считает, что этот пункт подходит для данного случая, потому что продление полномочий действующего президента референдумом нарушает конституционное право граждан (раздел 2, ст. 33) избирать и быть избранными. «Как юрист я здесь вижу прямое нарушение прав граждан быть избранными президентом страны прямым, тайным, всенародным голосованием, как сказано в Конституции, то есть лишения их права потенциального кандидатства», – прокомментировал он «Къ». В принципе, внесение изменений в Конституцию вполне возможно, но для этого надо проводить отдельный референдум по парламентской инициативе (при условии преодолении президентского вето), а уже потом – следующий референдум по инициативе восточно-казахстанской группы. Однако, по словам Сергея Уткина, Нурсултан Назарбаев может на любом этапе до начала голосования прекратить процесс проявления преданности как граждан, так и парламента – по закону право окончательного решения о проведении или непроведении референдума (причем любого, а не только касающегося самого гаранта Конституции) принадлежит главе государства.

Свет на причины, по которым президент может не воспользоваться правом вето, проливают слухи, бродящие в кулуарах официальной Астаны. Якобы за рубежом имеются силы, готовые на любые формы дестабилизации обстановки в 2012 году ради шанса стать ядром постназарбаевской политической элиты, и референдум – способ этого избежать. Из чего следует, что за 20 лет независимости Казахстану не удалось отработать мирных способов передачи власти, даже таких сомнительных, как в соседней России. Поэтому даже такие невинные формы протеста, как выход на улицы Уральска 6 января пятерых молодых людей с плакатами «Назарбаев – мой президент, и я ничего с этим не могу поделать» вызывают жесткую реакцию властей. Журналисты газет «Уральская неделя» и «Надежда» Лукпан Ахмедьяров и Санат Урналиев осуждены на 5 суток лишения свободы и штрафы в размере 10 МРП, остальные участники акции оштрафованы на суммы от 10 до 15 МРП. При этом на видеозаписи ареста, выложенной в YouTube, не наблюдается никаких признаков злостного сопротивления властям, инкриминирированного судом протестовавшим.

«Двойка» по демократииПо представленному 17 декабря прошлого года (до референдумной инициативы) «Индексу демократии стран мира 2010 года» (Democracy Index 2010) исследовательской компании The Economist Intelligence Unit (EIU) (аналитическое подразделение британского журнала Economist), Казахстан потерял с 2008 года 5 пунктов и переместился с 127-го на 132-е место среди 167 стран мира. Тип режима – авторитарный (в России — гибридный, в Монголии – недостаточная демократия), самые большие проблемы – с электоральным процессом и плюрализмом (1,33 балла из 10 возможных). Выше Казахстана – Ангола и Беларусь, ниже – Габон. Исследования EIU ориентированы на бизнес-лидеров.

Читайте также