Социсследование с оргвыводами

Опубликовано (обновлено )
По итогам исследования «Оценка и мониторинг качества налоговых услуг», проведенного по заказу Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, могут быть приняты административные меры. Как сообщил «Къ» председатель Налогового комитета (НК) Минфина РК Даулет Ергожин, решение о служебном соответствии руководителей регионов-аутсайдеров будет принято 2 февраля текущего года на коллегии Минфина. Кроме того, в 2011 году планируется сделать отчеты ИП из ежеквартальных полугодовыми, опубликовать внутренние инструкции НК для корректировки их совместно с бизнесом и дать налогоплательщику возможность общаться с налоговой службой через банкомат.

По итогам исследования «Оценка и мониторинг качества налоговых услуг», проведенного по заказу Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, могут быть приняты административные меры. Как сообщил «Къ» председатель Налогового комитета (НК) Минфина РК Даулет Ергожин, решение о служебном соответствии руководителей регионов-аутсайдеров будет принято 2 февраля текущего года на коллегии Минфина. Кроме того, в 2011 году планируется сделать отчеты ИП из ежеквартальных полугодовыми, опубликовать внутренние инструкции НК для корректировки их совместно с бизнесом и дать налогоплательщику возможность общаться с налоговой службой через банкомат.

Социологическое исследование, призванное оценить восприятие бизнесом и населением качества налоговых услуг, проводится уже в четвертый раз. Последние три года – Центром исследований «Сандж».
В этом году удовлетворенность бизнеса услугами в целом выросла на 3% по сравнению с 2009 годом, но снизилась по таким параметрам, как «Ддоступность информации» (5%) и «Качество компьютерной техники» (1%). Увеличилась также средняя продолжительность ожидания в очереди (с 30 до 35 минут, в Астане и Атырауской области – около 2 часов). Постепенный выход экономики из кризиса ознаменовался также ростом коррупции вдвое (в исследовании это скромно именуется «Неофициальным получением услуги») – с 1 до 2%, но все же это гораздо меньше, чем в 2007-2008 годах (4-5%). Председатель Налогового комитета Даулет Ергожин объяснил «Къ», что рост связан с активизацией борьбы с коррупцией в самом ведомстве. «Количество выявленных самими налоговыми органами коррупционеров в 2010 году выросло на 36%. Из 100%, взятых под арест порядка, 70% (больше 30 случаев) мы выявили сами и сами передали правоохранительным органам», – прокомментировал он «Къ». По данным исследователей, наибольший риск возникновения коррупционных отношений, как и прежде, сохранился при получении услуг по ликвидации юридического лица, прекращении деятельности ИП (5%). Увеличение данного показателя наблюдается также при выдаче сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, проведении зачетов и возвратов, приостановлении представления налоговой отчетности.

По регионам лучшие результаты у Карагандинской и Павлодарской областей. Определилась и четверка аутсайдеров практически по всем видам услуг – города Алматы и Астана, Атырауская и Мангистауская области. Впрочем, по Мангистауской области (по результатам прошлого исследования там сменился руководитель налогового управления) хорошая динамика – значительное улучшение показателей по сравнению с 2009 годом, чего не скажешь про Алматы и Астану, где ситуация в 2010 году заметно ухудшилась.

«Бизнес подписал приговор некоторым руководителям налоговых органов», – с некоторым пафосом резюмировал Даулет Ергожин. «Качество налоговых услуг составляет примерно 20% от удельного веса в рейтинге налогового департамента. Руководители-аутсайдеры получают административное взыскание. В соответствии с Законом «О госслужбе», если уже имеется административное взыскание, повторное влечет за собой объявление служебного несоответствия. Если уже есть служебное несоответствие, он будет освобожден от занимаемой должности» – разъяснил он «Къ».

Однако президент ИЦ «Сандж» Жанар Джандосова не особенно рада влиятельности исследования компании. «Не уверена, что нужны резкие меры. Вполне возможно, там были какие-то объективные причины. Например, в Астане могло быть не совсем правильно рассчитано количество налоговиков, необходимое для обслуживания растущего числа налогоплательщиков», – прокомментировала она «Къ».

Из семи наиболее распространенных услуг для юрлиц и ИП почти по всем наблюдается улучшение, за исключением проведения зачетов и возврата уплаченных налогов, пеней, штрафов (-7%) и разъяснения налогового законодательства (-5%). В первом случае картину подпортила, скорее всего, ситуация с возвратом НДС. Активно работающая в странах ТС кондитерская фабрика «Рахат», по словам ее директора Анатолия Попелюшко, имеет постоянные проблемы с возвратом НДС из-за того, что российские партнеры не спешат платить налог. Что касается разъяснения законодательства, то Даулет Ергожин обещает открыть сall-центры, услуги которых будут бесплатны на всей территории Казахстана. Ожидаются и другие новшества в рамках налоговой реформы, которая проводится Минфином совместно со Всемирным банком (соглашение ратифицировано в январе текущего года, деньги заложены в бюджет). Сейчас Налоговый комитет прорабатывает с БВУ вопрос получения физлицами информации о налоговой задолженности через банкомат, а также возможности подачи налогоплательщиками электронной заявки на обжалование действий налоговых служб, подписываясь карточкой банка и на возврат ошибочно сделанного платежа через банкомат. Кроме того, регламенты и инструкции, которые являются сейчас внутренними, будут через неделю-две размещены на определенных сайтах для внесения предложений от бизнеса. Речь идет обо всех процедурных документах – по приему отчетности, выписыванию штрафов, обработке писем и заявлений и всего, что касается администрирования налогоплательщика. «За исключением наших документом с грифом «Для служебного пользования», то есть тех, которые касаются вопросов внутреннего контроля, отбора предприятий для проверок и тому подобного», – пояснил «Къ» Даулет Ергожин.

Удовлетворенность услугой по регионам (2010 год), %

Особенно это касается вопросов камерального контроля. «Если мы этот участок совместными усилиями отладим, сможем минимизировать непонимание, возникающее в рамках налоговых проверок», – считает глава НК. На прошедшем в Алматы круглом столе он предложил в рамках Ассоциации налогоплательщиков Казахстана рассмотреть возможность принятия «Дорожной карты» реформирования налоговых органов на принципах соблюдения баланса законных интересов налогоплательщиков и государства. По мнению главы Налогового комитета РК, сейчас есть уникальная возможность в рамках проводимой реформы заложить концептуальную основу налоговых принципов на ближайшие десятилетия.

Что собралиПредварительные данные: план на 2010 год налоговая служба перевыполнила на 6,5%, с ростом по отношению к 2009 году на 39,8%, что составляет порядка 138 млрд тенге. По словам Даулета Ергожина, речь идет о перевыполнении за счет чистых налоговых поступлений, без учета штрафов и пеней. Основной рост дали НДС и рост налогооблагаемой базы в рамках ТС (за 6 месяцев 2010 года на 314 компаний из России и Беларуси) и поступлений от горнорудного сектора.

Читайте также