СЭЗонная необходимость

Опубликовано
Правительство Казахстана объявило срочными законопроекты, связанные с введением специального проектного финансирования и реорганизацией управления специальными экономическими зонами. Премьер-министр Карим Масимов назвал вносимые в парламент поправки необходимыми для реализации программы индустриализации.

Правительство Казахстана объявило срочными законопроекты, связанные с введением специального проектного финансирования и реорганизацией управления специальными экономическими зонами. Премьер-министр Карим Масимов назвал вносимые в парламент поправки необходимыми для реализации программы индустриализации.

Во вторник на заседании правительства министр экономического развития и торговли Жанар Айтжанова и вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау представили законопроекты, способствующие развитию рыночных механизмов привлечения денег для нужд индустриальной политики.

По словам главы МЭРТ, в настоящее время крупные инфраструктурные проекты финансируются из бюджета или за счет средств национальных компаний, при этом привлечение частных инвестиций затруднено. «В целях привлечения частного капитала в реализацию крупных проектов в сотрудничестве с международными консультантами разработан законопроект по внедрению механизма проектного финансирования в Казахстане с учетом лучшей мировой практики», – отметила она. Под проектным финансированием понимается привлечение денег для реализации долгосрочных проектов, при этом права требований по будущим систематическим денежным доходам передаются инвесторам в качестве обеспечения. Для осуществления сделок проектного финансирования создается новая, юридически обособленная специальная финансовая компания (СФК), что позволит защитить средства кредиторов от возможных неправомерных действий исполнителя проекта. Последовательность действий, предполагаемая законопроектом, такова: сначала заказчик (государство, национальная компания или частное юрлицо) заключает с исполнителем базовый договор на реализацию проекта, в соответствии с которым уступает право требования последующих денежных поступлений. Затем исполнитель создает СФК и передает ей обретенные им права. СФК, в свою очередь, привлекает частные инвестиции путем прямых займов или выпуска облигаций и, аккумулируя финансовые средства, погашает кредиты инвесторов и выделяет их для дальнейшей реализации проекта. Особенность СФК состоит в том, что каждая из них должна заниматься лишь одним проектом, а также ограждать выделенные активы от взыскания: никто не имеет права после уступки обратить взыскание на выделенные активы, до погашения задолженности кредиторов. По мнению Жанар Айтжановой, законопроект в целом позволит нарастить предоставление услуг инфраструктуры и социальной сферы без госгарантий и сопутствующего роста госдолга, окажет влияние на развитие финансового сектора страны за счет снижения рисков для фининститутов по инвестированию в долгосрочные проекты, а также за счет минимизации рисков казахстанской стороны улучшит инвестиционный климат в стране.

В свою очередь Альберт Рау отметил основные минусы существующего механизма управления специальными экономическими зонами (СЭЗ), среди которых низкая эффективность бюджетных затрат, неэффективность регулирования управления, бюрократизация, то есть большое количество согласований между дирекциями СЭЗ и уполномоченными организациями, длительные сроки регистрации участников и нестабильность налогового законодательства для резидентов СЭЗ. Для их решения предлагается заменить администрации СЭЗ управляющими компаниями в организационно-правовой форме акционерных обществ, в состав органов управления которых могут входить представители частных инвесторов, госорганов и местных исполнительных органов. «Такая структура позволит привлечь международные компании со значительным опытом управления СЭЗ», – отметил вице-министр. В законопроекте предусмотрены налоговые преференции для СЭЗ, с учетом конкретных особенностей каждой из них. В частности, предполагается обложение НДС по нулевой ставке реализации с территории РК на территорию СЭЗ товаров, полностью потребляемых при осуществлении деятельности, отвечающей целям создания такой СЭЗ. Для организаций, осуществляющих деятельность на территориях СЭЗ, предусмотрено освобождение от уплаты за пользование земельными участками, выделенными в пределах территории СЭЗ. А для организаций, работающих на территории СЭЗ «Парк информационных технологий» (ПИТ), предусмотрено освобождение от социального налога, подлежащего уплате в бюджет при одновременном соблюдении следующих условий: максимальный период применения льготы – пять лет, расход на оплату труда таких организаций за налоговый период по корпоративному и подоходному налогу составляет не менее 70% от совокупного годового дохода. Общее регулирование всех СЭЗ будет осуществляться единым уполномоченным органом. Альберт Рау сообщил, что законопроект гармонизирован с соглашениями Таможенного союза по СЭЗ.

Карим Масимов отметил необходимость предложенных законопроектов, назвав их срочными, и попросил ответственных лиц оперативно направить их в парламент с целью скорейшего принятия. Депутаты, в свою очередь, готовы оказать правительству поддержку в данном вопросе: как заявил «Къ» мажилисмен Виктор Киянский, уже 5 января 2011 года на пленарном заседании палаты возможно рассмотрение и принятие в первом чтении предлагаемых документов. Между тем, депутат Ирак Елекеев отмечает, что статус срочности законопроекту может присваивать президент, но не правительство. «Исполнительная власть не может давать указание законодательной, и наоборот», – утверждает он. По его словам, глава государства законопроекты срочными пока не объявлял.

Что имеем В настоящее время в Казахстане существует шесть специальных экономических зон, из которых активно функционируют четыре – «Астана – новый город», «Морпорт Актау», «Парк информационных технологий» в Алматы и «Онтустик». СЭЗ «Бурабай» и «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» находятся в начальной стадии развития.

Читайте также