Бензин пошел в рост

Опубликовано
В Казахстане опять повысились цены на ГСМ – стоимость топлива уже увеличили две крупные сети АЗС. Эксперты рынка расценивают происходящее как результат вхождение страны в Таможенный союз (ТС).

В Казахстане опять повысились цены на ГСМ – стоимость топлива уже увеличили две крупные сети АЗС. Эксперты рынка расценивают происходящее как результат вхождение страны в Таможенный союз (ТС).

Цены на ГСМ повысили сети заправок «Гелиос» и Sinooil. Как проинформировали журналистов в Агентстве по регулированию естественных монополий (АРЕМ) РК, стоимость топлива изменена в рамках установленных предельных тарифов.

На сегодняшний день цены на топливо выглядят следующим образом: на заправках «Гелиос» бензин марки АИ80 – 72 тенге, АИ92 – 88 тенге, АИ95 –105 тенге, АИ98 – 115 тенге и ДТ (л) – 74 тенге, ДТ (з) – 104, Sinooil: АИ 80 – 72 тенге, АИ92 – 90 тенге, АИ96 – 104 тенге и ДТ –74 тенге.

По данным АРЕМ, сеть АЗС «Гелиос», пользуясь правом доминанта, практически ежемесячно подает заявку на повышение стоимости ГСМ. Чаще всего Агентство отказывает компании в увеличении стоимости топлива.

Напомним, что в ноябре этого года министр нефти и газа Сауат Мынбаев заявил, что цены на ГСМ в Казахстане после создания ТС неизбежно вырастут. Он пояснял, что поскольку граница будет открыта, а перемещение товаров значительно упрощено, то цены на нефтепродукты неизбежно станут более или менее сопоставимыми с российскими и белорусскими.

Поэтому вряд ли можно назвать неожиданным то, что, после роста цен на сырую нефть в России и ГСМ в приграничных республиках, было принято решение поднять цены на нефтепродукты. «В частности в октябре 2010 года они были повышены на 2 тенге», – констатировал вице-министр нефти и газа Ляззат Киинов. «Чем поспешили воспользоваться «Гелиос» и Sinooil», – добавил он.

«Пока процесс образования экономического пространства только начался и быстрое выравнивание цен в ТС вряд ли возможно», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Не надо забывать, что налоги и сборы в государствах разные, что также влияет на ценообразование», – подчеркнул он.

И еще одним важным фактором, что влияет на ценообразование, станет завершение реконструкции республиканских НПЗ, после чего они смогут производить бензин в нужных количествах. «Поэтому вряд ли цены на топливо в РФ и Казахстане сравняются», – прокомментировал ситуацию аналитик.

По данным Миннефти, на оптовом рынке ГСМ в РК на сегодняшний день действует от 20 до 50 различных по величине оптовых компаний. Доля КМГ на крупнооптовом рынке бензина составляет 10%, «Тургай Петролеум» – 18%, «Гелиос» же с начала этого года не является участником оптового рынка ГСМ. Согласно подсчетам начальника отдела аналитических исследований инвестиционной группы «Универ» Дмитрия Александрова, рынок ГСМ в Казахстане составляет порядка 4 млн тонн ГСМ в год, или $2,855 млрд. А это значит, что рынок ГСМ является одним из крупнейших секторов экономики Казахстана.

В свою очередь, проект введения предельных цен на ГСМ в Казахстане он считает не совсем корректным. «Да, это дает возможность определенное время контролировать стоимость топлива для населения. Но это происходит ценой вытеснения мелких игроков, что не стимулирует собственное производство и импорт нефтепродуктов», – говорит он. По его словам, на сегодняшний день в России рынок активно работает, и цена на ГСМ в сетях АЗС устанавливается не решением чиновников, а конкуренцией.

Лимит для ГСМПравительство Казахстана с декабря 2009 года установило предел отпускной розничной цены на бензин марки АИ 80/92/93 и дизтопливо по всей стране. Принимая это решение, нынешний глава нефти и газа Сауат Мынбаев подчеркнул, что таким образом рынок избавится от большого звена посредников, «которые, просто сидя в кабинете, занимались куплей-продажей за большую цену». А также это позволит избежать дефицита бензина в южных регионах страны, который наблюдался осенью прошлого года.

Читайте также