В Европу сбоку

Опубликовано
23 ноября в Женеве будет официально озвучено начало переговоров о создании зоны свободной (беспошлинной) торговли и инвестиций между Таможенным союзом и странами ЕАСТ (EFTA, Европейская ассоциация свободной торговли, куда входят Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария). Аналогичное соглашение готовится и с Новой Зеландией.

23 ноября в Женеве будет официально озвучено начало переговоров о создании зоны свободной (беспошлинной) торговли и инвестиций между Таможенным союзом и странами ЕАСТ (EFTA, Европейская ассоциация свободной торговли, куда входят Исландия, Норвегия, Лихтенштейн и Швейцария). Аналогичное соглашение готовится и с Новой Зеландией.

На прошедшем в пятницу Форуме региональной экономической интеграции, организованном Американской торговой палатой, вице-министр экономического развития и торговли Тимур Сулейменов назвал предварительные договоренности на эту тему «выдающимися результатами от создания Таможенного союза». Переговоры, как сообщил вице-министр «Къ», займут примерно 1,5 года. Европейская «четверка», не входящая в ЕС, заинтересована, признает Тимур Сулейменов, прежде всего, в огромном рынке России, а Казахстан может получить связанные со свободным перемещением товаров и инвестиций с непоследними европейскими странами бонусы именно как часть Таможенного союза. «Мы будем настаивать в ходе переговоров на том, чтобы в соглашение вошла достаточно большая группа товаров», – сказал он «Къ». Осталось, впрочем, неясным, в чем Казахстан, кроме сырья и его низкотехнологичных производных, может быть конкурентоспособным на рынке таких развитых стран, как Норвегия или Новая Зеландия.

Примерно в это же время, то есть в 2012 году, Казахстан, по словам вице-министра, должен вступить в ВТО, причем одновременно и на одинаковых условиях с Россией, и одно другому не мешает – в рамках ВТО существует немало зон беспошлинной торговли на двух- и многосторонней основе. Чем больше интеграционных площадок, тем лучше, уверен Тимур Сулейменов, и ТС в этом смысле – осознанное решение.

Между тем, у вице-министра и бизнеса разнится оценка реалий уже действующей интеграционной площадки. Тимур Сулейменов считает, что через ТС Казахстан получил возможность опосредованно влиять на такие организации как G-8 и G-20, в которых из стран СНГ представлена только Россия, и в переломные моменты надо «быть друзьями с некоторыми «большими ребятами». Казахстан может победить в негласной конкуренции членов ТС лучшими условиями для бизнеса – большой пакет соответствующих законопроектов находится сейчас в мажилисе. А вот владелец холдинга «Раимбек Групп» Раимбек Баталов утверждает, что пока от ТС выиграло только казахстанское правительство, поскольку вырос объем таможенных платежей. Бизнес же пока преимуществ не видит, поскольку выйти казахстанскому производителю на российский рынок по-прежнему нелегко – федеральные правила не особенно действуют на региональном уровне. Что касается бизнес-условий, то и Казахстану, и России, по словам Раимбека Баталова, далеко до Китая, где правительство реально берет на себя все затраты и оргвопросы по инфраструктуре. ТС же опасен для казахстанского бизнеса тем, что российские компании объективно крупнее казахстанских, а значит, имеют хорошие условия для долговременного демпинга. Причем не факт, что они откроют производство на территории Казахстана, это будет происходить в сегменте торговли.

EFTAБыла создана западноевропейскими странами в 1960 году. Великобритания, Дания, Португалия, Финляндия, Австрия и Швеция вышли из EFTA и стали членами ЕС, сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются ее членами.

Читайте также