nedvijimost-v-krizis.png

1133 просмотра
1133 просмотра

Последний патрон

Мажилис одобрил проект республиканского бюджета на 2011-2013 годы. <br />Если в 2011 году за рост расходов заплатят нефтяники, то в дальнейшем у правительства практически нет источников увеличения доходной базы, кроме роста экономики. Любые иные возможности, за исключением увеличения ставок действующих налогов, исчерпаны.

Последний патрон

Последний патрон
Мажилис одобрил проект республиканского бюджета на 2011-2013 годы.
Если в 2011 году за рост расходов заплатят нефтяники, то в дальнейшем у правительства практически нет источников увеличения доходной базы, кроме роста экономики. Любые иные возможности, за исключением увеличения ставок действующих налогов, исчерпаны.


Основная проблема проекта бюджета на 2011-13 годы заключается в поиске дополнительных источников доходов для реализации как социальных программ, так и программ развития, поскольку, в отличие от прежних лет, возможности маневра у правительства, начиная с 2011 года, существенно ограничены. Это произошло после внесения изменений в Бюджетный кодекс, который ограничил размер ежегодного трансферта из Национального фонда, который поступал на пополнения доходной части бюджета суммой в $8 млрд в год. Согласно утвержденному проекту, расходы продолжают расти. И хотя в процентном отношении к ВВП в представленном проекте они имеют тенденцию к снижению, в абсолютных цифрах сохраняется значительный рост. Еще один важный показатель. Рост расходов по-прежнему опережает, за исключением 2011 года, рост доходов ненефтяного бюджета. В 2011 году расходы планируются в размере 4 657,7 млрд тенге против 4 182 млрд в текущем, а в 2013 году должны достичь 5 161,7 млрд тенге. В то время как доходы без учета трансферта из Национального фонда составят 3339,2 млрд тенге. Рост расходов в следующем году произойдет за счет увеличения с 1 июля зарплаты госсектору и работникам бюджетной сферы, а также пенсий и пособий. В целом социальные обязательства обойдутся казне в 1638,4 млрд тенге. Еще 803,6 млрд тенге предполагается истратить на реализацию проектов в рамках ПФИИР. В целом в течение трех лет по этой программе предполагается истратить 2.3 трлн тенге.

Разрешить проблему возникающих «ножниц» можно было бы путем либо увеличения дефицита бюджета, либо сохранением его на нынешнем уровне в 4.6% ВВП (803,6 млрд тенге). Однако головной болью для Минфина становится проблема обслуживания госдолга. По словам министра финансов Болата Жамишева, чрезмерное наращивание дефицита бюджета, увеличение заимствования в целях изыскания средств для стимулирования экономики или решения социальных проблем ведет к нарушению принципов сбалансированности бюджета. Так, по данным Минфина, если в 2009 году на обслуживание долга потребовалось 69 млрд тенге, то уже в бюджете 2011 года этот показатель составит около 170 млрд тенге и достигнет в 2014 году величины в 238 млрд тенге (рост в 3,4 раза). Исходя из этого в проекте на ближайшее трехлетие заложено сокращение бюджетного дефицита. Предполагается, что в 2011 году он составит 602,5 млрд тенге, или 2,8% к ВВП, а к 2013 году сократится до 1.5% ВВП (382,3 млрд тенге – прим. «Къ»). Даже несмотря на это, темпы роста расходов на обслуживание госдолга будут в разы превышать темпы роста доходной части бюджета. Предполагается, что 2012 году она вырастет на 8%, тогда как объем средств на обслуживание госдолга увеличится на 26%.

Исходя из этой ситуации, при проектировке бюджета 2011 года правительство использовало практически последний свой козырь. Оно решило полностью отказаться от идеи продолжения налоговой реформы.

Напомним, что, согласно принятому в 2008 году Налоговому кодексу, предполагалось поэтапное снижение КПН до 20% в 2009 году, 17,5 % в 2010 и 15% в 2011 году. Мажилис параллельно с бюджетом принял поправки в Налоговый кодекс, которые прямо зафиксировали величину КПН в 20%, а НДС в 12%. Ключевую же роль в пополнении доходной базы даст повышение ставок экспортной таможенной пошлины на экспортируемую сырую нефть с $20 до $40 за тонну. Это принесет дополнительно в доходную часть 421,3 млрд тенге. По информации «Къ», соответствующее постановление правительства будет подписано до 1 декабря этого года. Относительно невысокий размер ставки пошлины в Минфине объясняют тем, что значительная часть недропользователей (кроме ТШО и 8 СРП, включая Кашаган и Карачаганак) платит рентный налог на экспортируемую нефть. Его величина является плавающей и зависит от мировых цен на нефть. Так при цене нефти до $50 за баррель ставка составляет 7%, при цене $60 – 11%, $70 – 14%, $80 – 16%. Максимальная ставка 32% действует при цене нефти $200 за баррель. Однако взимаемый с нефтяников налог поступает в Национальный фонд, а правительству крайне необходимо увеличить доходную часть бюджета. Как пояснил «Къ» министр финансов Болат Жамишев, принято решение отказаться от расчета ставки ЭТП по формуле и зафиксировать ее в размере $40. «Безусловно, это лишит нас определенной гибкости, но принято решение просто ввести фиксированную ставку». Правда, Болат Жамишев пояснил, что при определенных условиях правительство может пересмотреть ее размер. Но это произойдет лишь «при значительных различиях между мировыми ценами и базовой ценой в $65 за баррель, которая заложена в бюджете».

Между тем депутаты заблокировали предложение Министерства финансов о введении со следующего года прогрессивной шкалы индивидуального подоходного налога. В настоящий момент действует плоская шкала в 10%. Он должен был взиматься с величины годового дохода более 3 млн 600 тыс. тенге по сложной ставке. То есть, если месячный доход гражданина будет составлять до 300 тыс. тенге, будет действовать ставка в 10%, если же он будет колебаться в диапазоне от 300 до 500 тыс. тенге, то разница между этими значениями облагалась бы по ставке в 15%. Все, что свыше 500 тыс. тенге, будет облагаться по ставке в 20%. В абсолютных цифрах разница в величине прогрессивного ИПН относительно плоской шкалы не выглядит устрашающей. Так при среднемесячном доходе в 400 тыс. тенге разница между величиной уплачиваемого сейчас и предполагаемого налога составила бы, по данным Минфина, 2080 тенге в месяц, при окладе в 600 тыс. тенге – 12332 тенге. В целом это дало бы дополнительных доходов в 12,5 млрд тенге. Причем фактически под действие этого налога попали бы лишь жители 4 регионов (Астана, Алматы, Атырауская и Мангыстауская области). К тому же, часть этих денег осталась бы на территории, а часть (8 млрд тенге – «Къ») в виде бюджетных изъятий поступила бы в республиканский бюджет.

Любопытно, что одними из основных плательщиков нового налога стали бы сами народные избранники. Однако они предпочли отложить обсуждение этого вопроса и перенести введение новой ставки на 2013 год одновременно с введением всеобщего декларирования доходов. Напомним, что срок действия полномочий депутатского корпуса истекает в 2012 году. В результате принятый проект бюджета скорректирован на данную сумму, как по расходам, так и по доходам. Если говорить о регионах, то Алматы в результате этой корректировки потерял 5,4 млрд тенге доходов.

Кроме доходной части, правительство предполагает сокращать расходы. Так, объявленное сокращение госаппарата на 15% даст около 18 млрд тенге экономии. Из которых 14,5 млрд тенге, по данным «Къ»,придутся на республиканский бюджет, остальное – на региональные.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif