Хватит на хлеб

Опубликовано
Рост числа потенциальных импортеров казахстанского зерна обусловил жесткое формирование госресурсов продовольственной пшеницы. Закуп ее будет производить «КазАгро» по цене 26,5 тыс. тенге за тонну.

Рост числа потенциальных импортеров казахстанского зерна обусловил жесткое формирование госресурсов продовольственной пшеницы. Закуп ее будет производить «КазАгро» по цене 26,5 тыс. тенге за тонну.

На заседании Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики 26 августа было принято решение о закупе АО «Национальный управляющий холдинг «Каз-Агро» 2 млн тонн зерна по цене 26,5 тыс. тенге ($180) – для плательщиков НДС и 23,66 тыс. тенге ($160) – для неплательщиков НДС. Основная цель данной операции – стабилизировать и обезопасить в условиях возможного ажиотажного спроса внутренний рынок. Оператором программы станет дочерняя компания «КазАгро» АО «Продовольственная контрактная корпорация».

В целом «Продкорпорация» намерена запасти порядка 4 млн тонн зерна, что перекроет потребность Казахстана в продовольственном зерне – 3,5 млн тонн. «2 млн тонн у нас осталось с прошлого года, еще 2 млн закупим, создадим резерв по продовольственному зерну с запасом примерно в полмиллиона тонн», – пояснил «Къ» председатель правления АО «НУХ «КазАгро» Асылжан Мамытбеков. По его словам, в настоящий момент не планируется включать механизм, прописанный в законе о продбезопасности. Эта процедура позволяет предъявлять сельхозпроизводителю условие – экспортировать зерно лишь после сдачи определенного исполнительной властью объема в стабилизационный фонд. Пока будет применяться «метод убеждения», основанный на том, что, сформировав госресурсы (в законе госресурсы объединяют в себе и госрезерв в размере 500 тыс. тонн, а также стабилизационные и реализационные ресурсы фуражного и семенного зерна – «Къ»), аграрии обезопасят себя от введения запрета на экспорт. В случае же, если какой-либо регион страны заявит о необходимости получения зерна из этого фонда, оно будет реализовано по заявленной цене (26,5 тыс. тенге – «Къ»). Причем все издержки как операционные, так и по хранению, лягут, по словам Асылжана Мамытбекова, на «КазАгро», а цена будет стабильной на протяжении всего года. Кроме того, впервые за последние годы, сформирован фонд фуражного зерна. Как заявил Асылжан Мамытбеков, размер этого фонда определили заявки из регионов, которых было подано на 200 тыс. тонн.

На сегодня цены, предложенные «Продкорпорацией», привлекательны для аграриев. И, по мнению Асылжана Мамытбекова, проблем с наполнением закромов не будет. Однако зернопроизводители ожидали, что цена государственного закупа все же перешагнет психологический рубеж в $200, к которому за последние годы привыкли. Но на фоне недавних $80 за тонну и предложенная цена, по словам одного из трейдеров, «вполне приемлема для большинства средних и мелких производителей».

Между тем, в связи с засухой во многих соседних странах, увеличивается интерес к импорту казахстанского зерна. Однако проблема заключается в том, что в Казахстане до сих пор так и не сформирован эффективный, а самое главное достоверный механизм учета, которому рынок доверял бы безусловно. Поэтому практически невозможно рассчитать зерновой баланс, а следовательно, определить экспортный потенциал. Что особенно актуально в условиях ограниченного объема продукции и ожидания привлекательного сбыта. Так, прогноз по валовому сбору зерновых колеблется от 9 до 14 млн тонн и это как-то объяснимо – урожай еще не в закромах. Хотя зерновики традиционно ориентируются на данные американских источников, в том числе сельскохозяйственного департамента США, который прогнозирует урожай в 11,5 млн тонн (по данным МСХ Казахстана – 13,5 млн тонн). Учет по нашим переходящим остаткам американцы не обнародуют, поэтому данные, которые доступны казахстанцам, варьируются в пределах от 3 до 7 млн тонн. Соответственно, трудно вычислить и экспортный потенциал, который на основе имеющихся сведений колеблется от 4 до 7 млн тонн. Эта неопределенность мешает игрокам зернового рынка выстроить стратегию действий, определиться со сроками закупа, продаж. Остается, как в рулетке, рассчитывать на везение. В связи с этим, заявление Минсельхоза и «КазАгро» о том, что Казахстан может занять традиционно ориентированные на импорт российского зерна рынки стран Кавказского региона, в частности Грузии и Азербайджана, вызывают у экспертов серьезные сомнения.

Кроме этого, по мнению главы Союза мукомолов Казахстана Евгения Гана, в экспортную политику участников рынка может вмешаться политический фактор. «Понятен интерес россиян к казахстанскому зерну. При официальных заявлениях о том, что Россия импортировать зерно не намерена, имеются высказывания отдельных аналитиков о необходимости импорта 5 млн тонн. Сколько точно – станет известно позднее», – сообщил он «Къ». Также напомнил, что после объявления эмбарго на экспорт, Минэкономразвития России рекомендовало комиссии Таможенного союза, хотя это – наднациональный орган, рассмотреть принятие аналогичных мер и Казахстану, но правительство Казахстана на это не пошло. Вместе с тем в преддверии усть-каменогорской встречи глав государств России и Казахстана мукомолов попросили определиться с возможным объемом экспорта в Россию. По предварительным данным это порядка 500 тыс. тонн муки.

Однако казахстанские экспортеры не намерены полностью перекраивать рынки сбыта в пользу России. «Мы заложники, поскольку являемся гарантами политической и экономической стабильности в Центрально-Азиатском регионе. Нашу границу в сутки пересекает 4,5 тыс. тонн муки в направлении Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана… Будет выше спрос и в Афганистане – примерно на 10-15%, а это наш традиционный крупный покупатель. Придется нам сохранять объемы на азиатских рынках», – пояснил Евгений Ган.

Читайте также