Государственный долг становится обузой

Опубликовано
Проект бюджета на 2011-2013 годы был одобрен на прошедшем во вторник заседании кабинета министров и отправлен в парламент. Как следует из представленного проекта, правительству все труднее находить дополнительные доходы на выполнение социальных обязательств, финансирование программ развития и обслуживание государственного долга. В 2011 году за рост расходов заплатят нефтяники.

Проект бюджета на 2011-2013 годы был одобрен на прошедшем во вторник заседании кабинета министров и отправлен в парламент. Как следует из представленного проекта, правительству все труднее находить дополнительные доходы на выполнение социальных обязательств, финансирование программ развития и обслуживание государственного долга. В 2011 году за рост расходов заплатят нефтяники.

Ключевая проблема проекта бюджета на 2011-2013 годы заключается в поиске дополнительных источников доходов для реализации как социальных программ, так и программ развития. В отличие от прежних лет, возможности маневра у правительства, начиная с 2011 года, существенно ограничены. Это произошло после внесения изменений в Бюджетный кодекс. Они сократили размер ежегодного трансферта из Национального фонда, который поступал на пополнения доходной части бюджета, до $8 млрд в год. Учитывая, что несырьевой сектор, за счет которого формируется база доходной части, продолжает испытывать трудности, у правительства возникла проблема с формированием расходной части. Решить ее путем увеличения или сохранения на прежнем уровне дефицита бюджета тоже оказалось проблематичным. По словам министра финансов Болата Жамишева, чрезмерное наращивание дефицита бюджета, увеличение заимствования в целях изыскания средств для стимулирования экономики или решения социальных проблем ведет к нарушению принципов сбалансированности бюджета. Между тем в последние годы происходило постоянное наращивание дефицита бюджета, который в текущем году составил 803,6 млрд тенге, или 4,6% к ВВП. Соответственно, росла и стоимость обслуживания государственного долга. Так, по данным Минфина, если в 2009 году на обслуживание долга потребовалась сумма в 69 млрд тенге, то уже в бюджете 2011 года она составит около 170 млрд тенге, а к 2014 году достигнет величины в 238 млрд тенге (рост в 3,4 раза). Исходя из этого, в проекте на ближайшее трехлетие заложено сокращение бюджетного дефицита. Предполагается, что в 2011 году он составит 602,5 млрд тенге, или 2,8% к ВВП, а к 2013 году сократится до 382,3 млрд тенге. Между тем расходы продолжают расти. Хотя в процентном отношении к ВВП в представленном проекте они имеют тенденцию к снижению, в абсолютных цифрах сохраняется значительный рост. Так, в 2011 году они планируются в размере 4 657,7 млрд тенге, против 4 182 млрд в текущем, а в 2013 году должны достичь 5 161,7 млрд тенге. В то время как доходы без учета трансферта из Национального фонда составят 3339,2 млрд тенге. Рост расходов в следующем году произойдет за счет увеличения с 1 июля зарплаты госсектору и работникам бюджетной сферы, а также пенсий и пособий. В целом социальные обязательства обойдутся казне в 1638,4 млрд тенге. Еще 803,6 млрд тенге предполагается истратить на реализацию проектов в рамках ПФИР.

В сложившейся ситуации правительство срочно ищет источники дополнительных доходов. Выход, исходя из предложенного проекта, найден в первую очередь за счет отказа от реализации налоговой реформы. Напомним: согласно принятому в 2008 году Налоговому кодексу, предполагалось поэтапное снижение КПН до 20% в 2009 году, 17,5 % в 2010 году, и 15% в 2011 годах. Однако уже в этом году в изначальный план были внесены изменения, и снижение КПН было перенесено на 2013 год. В настоящий момент правительство решило полностью отказаться от этой идеи и в парламент скоро поступят поправки в Налоговый кодекс, которые прямо зафиксируют величину КПН в 20%. Это не единственная налоговая новация. Реформе подвергнется и индивидуальный подоходный налог. В настоящий момент действует плоская шкала в 10%. Правительство предлагает заменить ее прогрессивным налогом. Он будет взиматься с величины годового дохода более 3 млн 600 тыс. тенге. То есть для граждан, месячный доход которых составляет до 300 тыс. тенге, будет действовать ставка в 10%. Получающие от 300 до 500 тыс. тенге заплатят в казну 15%. А суммы свыше 500 тыс. тенге будут облагаться по ставке в 20%. Как пояснили «Къ» в Министерстве финансов, предполагаемые изменения не окажут серьезного влияния на рост доходов бюджета (планируется получить около12 млрд тенге дополнительных доходов – «Къ»), а внесенные изменения вводятся с целью установления «социальной справедливости». Ключевую же роль в пополнении доходной базы сыграет повышение ставок экспортной таможенной пошлины на экспортируемую сырую нефть с $20 до $40 за тонну. Это даст дополнительно 421,3 млрд тенге. Как пояснил «Къ» министр финансов Болат Жамишев, принято решение отказаться от расчета ставки ЭТП по формуле и зафиксировать ее в размере $40. «Безусловно, это лишит нас определенной гибкости, но решено просто ввести фиксированную ставку». Правда, Болат Жамишев пояснил, что при определенных условиях правительство может пересмотреть ее размер. Но это произойдет лишь «при значительных различиях между мировыми ценами и базовой ценой в $65 за баррель, которая заложена в бюджете».

Читайте также