Животноводство Казахстана косит засуха и ящур

Опубликовано
В Казахстане в связи с засухой может начаться массовый забой скота. Правительству необходимо оперативно разработать и принять четкие меры помощи для сохранения поголовья, иначе амбициозная программа по развитию животноводства может сорваться.

В Казахстане в связи с засухой может начаться массовый забой скота. Правительству необходимо оперативно разработать и принять четкие меры помощи для сохранения поголовья, иначе амбициозная программа по развитию животноводства может сорваться.

На прошлой неделе в Астане прошел I Международный животноводческий форум «Kazmeat&Milk 2010». В рамках мероприятия состоялся I съезд Мясного союза Казахстана. Участники форума и уровень дискуссий отразили новый виток развития отрасли.

«Сейчас наметилась четкая тенденция сокращения поголовья скота. Если говорить прямо, то по причине недостатка грубых кормов, из-за их дороговизны скот просто вырезается. Необходимы экстренные меры по недопущению этих процессов», – заявил избранный на форуме главой Мясного союза Казахстана, генеральный директор ТОО «Агрофирма «Родина»» Иван Сауэр. По его мнению, одним из нейтрализующих факторов могло бы стать субсидирование отрасли государством.

Минсельхоз будто ждал его заявления и отпарировал известием о том, что из бюджета планируется выделить 3,5 млрд тенге на поддержку животноводства в связи с недостатком кормов. Сюда входит и переброска избытка кормов из «богатых» регионов, субсидирование их покупки и ряд других мер. Причем эти меры в большей степени будут касаться крупных и средних сельхозформирований. Проблемы частников должны помогать решать местные акиматы. В целом же отрасль хоть и развивалась в последние годы, однако, по мнению участников форума, недостаточно интенсивно. Так, по данным Ивана Сауэра, рост валового продукта в животноводстве за последние 5 лет составил 121%, что ничтожно мало.

Ответственный секретарь Минсельхоза Евгений Аман назвал базовые причины торможения развития отрасли: мелкотоварность, сезонность производства, низкий генетический потенциал, отсутствие четкой системы обеспечения безопасности животноводческой продукции. Министерство несколько лет назад начало предлагать конкретные меры преодоления этих препятствий, но соответствующие поправки в законодательную базу, более или менее приемлемое финансирование появились лишь в прошлом году. Отдельные сегменты отрасли – производство мяса, молока были включены в число приоритетных направлений ПФИИР.

Еще одна базовая проблема отрасли – безопасность продукции. При этом не все государственные меры воспринимаются «на ура» игроками рынка. В частности, ужесточение требований по обеспечению безопасности в виде обязательного забоя на убойных пунктах животных, предназначенных для реализации, встретили ожесточенное сопротивление перекупщиков и местных органов власти. Однако вспышки ящура и сибирской язвы поубавили пыл противников ужесточения ветеринарных требований. «Системные действия по соблюдению ветеринарных нормативов только начаты и мы за ближайший год, два добьемся их жесткого исполнения», – отметил Евгений Аман. Кроме того, он добавил, что осенью начнется идентификация КРС, при которой все данные о животных, в том числе содержащихся на частных подворьях, будут занесены в единую базу данных.

Второй год в стране идет реформирование ветеринарной службы. В частности, при акиматах создаются ветслужбы, на которые возложены исполнительские функции, а госветинспекция сосредоточится на контрольно-надзорной деятельности.
Наконец, решаются проблемы с лабораторной инфраструктурой. «Уже построено 11 областных ветеринарных лабораторий, в текущем году ведется строительство 8 аналогичных районных лабораторий. До 2012 года запланировано строительство еще 11 областных и 115 районных однотипных модульных ветеринарных лабораторий, а также биохранилища и лаборатории по определению генномодифицированных организмов», – отметил ответственный секретарь Минсельхоза.

В безупречных на бумаге программах минсельхоза на практике обнаружились проблемы.

«Существующие правила выдачи ветеринарного сертификата мне представляются неверными. Надо вернуться к старой советской системе. Сегодня ветсертификат выдается государственным ветеринарным инспектором, тем самым, освобождая от ответственности ветврача убойного пункта. Зачем спрашивается ему выдавали лицензию?!» — недоумевает гендиректор СП «Беккер и К» Иван Кравченко. Очень важно, по его мнению, запретить малейшее перемещение мяса после такого забоя без ветсертификата. А все последующие действия – хранение, транспортировка, переработка, реализация, утилизация должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и проходить строго под госконтролем. Ответственность за несоблюдение всех правил, по мнению Ивана Кравченко, надо ужесточить вплоть до уголовной.

С началом работы Таможенного Союза мясопереработчики столкнулись с другим порядком квотирования импортного мяса. Изменение существовавшей системы вызвало негативную реакцию и вылилось в резкое заявление. «Сейчас квоты на импорт мяса в рамках Таможенного союза делятся по принципу исторической справедливости (по показателям прошлых лет – Къ). На мой взгляд, между государствами надо распределять квоты по нормам потребления, численности населения и объемам производства. Кроме этого, надо отменить тарифное квотирование импорта и внутри страны, поскольку оно нужно только для того, чтобы монополизировать рынок импорта», — пояснил Иван Кравченко.

Читайте также