В Казахстан выдачи нет

Опубликовано
Европейский суд по правам человека предписал властям РФ приостановить экстрадицию в Казахстан бывшего руководителя корпоративного управления БТА банка Вероники Ефимовой. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что приостановка трансформируется в запрет в связи с тем, что в этом году ООН признала Казахстан страной, где пытки выходят за рамки единичных случаев.

Европейский суд по правам человека предписал властям РФ приостановить экстрадицию в Казахстан бывшего руководителя корпоративного управления БТА банка Вероники Ефимовой. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что приостановка трансформируется в запрет в связи с тем, что в этом году ООН признала Казахстан страной, где пытки выходят за рамки единичных случаев.

Решение Евросуда по делу Вероники Ефимовой было принято на основании жалобы, направленной ее адвокатами после того, как 15 июня Мосгорсуд отклонил ее прошение о предоставлении статуса беженца в РФ, а затем, 18 июня, признал законным апрельское решение генпрокуратуры России об экстрадиции Ефимовой на родину по запросу генпрокуратуры РК. В жалобе указывалось, что Казахстан до сих пор не ратифицировал Конвенцию о защите прав человека, поэтому на территории этой страны Евросуд не сможет защитить интересы обвиняемой. Как сообщает российский «Коммерсантъ», Вероника Ефимова продолжает утверждать, что дело БТА банка является в Казахстане политическим. Напомним, что казахстанские правоохранительные органы обвиняют ее и экс-председателя банка Мухтара Аблязова в выдаче подконтрольным Аблязову компаниям многомиллиардных кредитов под залог одних и тех же земельных участков, а 12 бывших работников банка уже отбывают различные сроки наказания.

Теперь Европейский суд сам в приоритетном порядке рассмотрит жалобу Вероники Ефимовой. Однако есть серьезные основания предполагать, что казахстанское следствие не получит бывшего топ-менеджера БТА – прецеденты уже есть. Дело в том, что в мае 2009 года спецдокладчик ООН по противодействию пыткам Манфред Новак посетил Казахстан и представил доклад о ситуации в РК. Выводы должностного лица ООН носят достаточно критический характер: пытки в Казахстане широко распространены как на этапе следствия, так и в местах лишения свободы; так и не создан национальный превентивный механизм (НПМ) по противодействию пыткам, предусмотренный Факультативным протоколом к Конвенции против пыток, ратифицированной Казахстаном в июне 2008 года.

Первое дело по экстрадиции в Казахстан было рассмотрено в Страсбурге 20 ноября 2009 года и сразу же было решено не в пользу казахстанских властей. По делу «Кабулов против Украины» Евросуд не только запретил Украине выдавать Казахстану Амира Кабулова, находящегося в международном розыске с 2003 года, но и предписал Украине выплатить Кабулову 5 тыс. евро и возместить все судебные издержки. Пикантность прецедента в том, что это дело не имело вообще никакой политической подоплеки – Амир Кабулов никогда не имел дела ни с оппозицией, ни с большим бизнесом. Он был обвинен в совершении убийства в Алматы, но смог бежать за границу. На Украине его задержали за появление в нетрезвом состоянии в общественном месте. Правительство Украины собиралось экстрадировать Кабулова, но тот обратился в Страсбург, ссылаясь на то, что в Казахстане ему грозят пытки и смертная казнь за убийство с отягчающими обстоятельствами и пытки. Ссылки на угрозу смертной казни не были приняты, поскольку в Казахстане действует мораторий, а вот возможность пыток оказалась решающим аргументом. Более того, вердикт Евросуда не оставляет сомнений в причинах: «Достоверно установлено, что в Казахстане любое лицо, подозреваемое в совершении уголовного преступления, содержащееся в местах лишения свободы, подвергается огромному риску стать объектом пытки или обращения, унижающего человеческое достоинство, порой даже без всякой причины и цели… Таким образом, экстрадиция нарушает статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека».

На основе этого прецедента Казахстану в этом году было отказано в экстрадиции из Украины братьев Байсаковых, обвиняемых в убийстве в 2001 году павлодарского бизнесмена Бориса Костанова, а Голландия по собственной инициативе отказалась отправлять на родину высланного из Чехии казахстанского беженца, принадлежащего к преследуемому в РК мусульманскому религиозному течению.

Фактически получается, что Европейский суд по правам человека объявил мораторий на экстрадицию в Казахстан любых его граждан, обвиняющихся в любых серьезных преступлениях до тех пор, пока власти страны не создадут некую реальную систему противодействия пыткам. Уверенность в наличии пыток в Казахстане у Евросуда дополняется сомнениями в объективности казахстанского правосудия. Поэтому любые попытки казахстанских властей добиться выдачи Рахата Алиева, Мухтара Аблязова и аффилированных с ними лиц представляются несостоятельными. На этом фоне особенно непредусмотрительным выглядит возвращение в страну уже при «сгущающихся тучах» экс-председателя «Казатомпрома» Мухтара Джакишева. Решения Евросуда обязательны для правительств всех стран, подписавших Конвенцию о правах человека, а это, кроме развитых стран, практически все постсоветские страны за исключением среднеазиатских и Беларуси.

На создание системы противодействия пыткам ООН дал Казахстану 2 года, начиная с 2010-го. В стране уже приняты некоторые нормативные документы, частично открывающие для общественного контроля места ограничения и лишения свободы, в том числе и подведомственные КНБ. Однако в Казахстане, по мнению правозащитников, по-прежнему отсутствует механизм беспристрастного и быстрого расследования заявлений о пытках, а соответствующая статья в Уголовном кодексе не вполне отвечает международным нормам и крайне редко применяется на практике. Заведующая общественной приемной Казахстанского бюро по правам человека Инара Алдыбаева убеждена, что коренным образом на ситуацию может повлиять лишь принятие отдельного Закона «О национальным превентивном механизме» и внесение соответствующих поправок в другие законодательные акты. Парламент намерен рассмотреть это в конце 2010 года, а Манфред Новак, доклад которого оказал столь существенное влияние на международный имидж Казахстана, вновь приедет в Астану в начале осени – уже не как должностное лицо, а как эксперт: власти и НПО соберутся за круглым столом, чтобы найти оптимальный путь из довольно двусмысленного для действующего председателя ОБСЕ положения.

СтатистикаПо данным казахстанских правозащитников, в 2009 году было зафиксировано 286 обращений граждан с жалобами на пытки (в 2008 г. – 212, в 2007 г. – 178, в 2006 г. – 137, в 2005 г. – 64). К уголовной ответственности за применение пыток привлечен 1 сотрудник МВД.

Читайте также