На китайский взгляд

Опубликовано
Ведущее кредитное рейтинговое агентство Китая Dagong Global Credit Rating стало первой компанией вне евро-атлантического союза, опубликовавшей суверенные кредитные рейтинги ведущих государств. При этом рейтинги 27 из 50 стран, оцененных Dagong, отличаются от рейтингов, присвоенных им Большой тройкой.

Ведущее кредитное рейтинговое агентство Китая Dagong Global Credit Rating стало первой компанией вне евро-атлантического союза, опубликовавшей суверенные кредитные рейтинги ведущих государств. При этом рейтинги 27 из 50 стран, оцененных Dagong, отличаются от рейтингов, присвоенных им Большой тройкой.

Dagong присвоила долгосрочным долговым обязательствам Китая в национальной валюте рейтинг АА+ со «стабильным» прогнозом (до этого Moody’s присвоило долгосрочным долговым обязательствам Китая в национальной валюте рейтинг А1, что на четыре ступени ниже рейтинга США (Ааа). США, по китайской версии, имеют рейтинг АА с «негативным» прогнозом, Японии – АА-, прогноз «негативный». Германия, Голландия и Канада получили такой же рейтинг, как и КНР – АА+. Рейтинги Великобритании и Франции китайская компания снизила до AA-, а рейтинги Бельгии, Испании и Италии оказались такими же, как рейтинг Малайзии – A.

Высший рейтинг AAA по версии Dagong получили: Норвегия, Дания, Швейцария, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия.

Этот почти демарш, возможно, является началом реформы международной системы рейтингов, которую председатель совета директоров Dagong Гуань Цзяньчжун называет «иррациональной». «Основная причина мирового финансового кризиса и греческого кризиса заключается в том, что существующая международная система рейтингов не в состоянии отразить истинную платежеспособность государств», – заявил он.

Dagong активно поддерживают китайские эксперты, основываясь на том, что валютные резервы Китая составляют 2,4 трлн евро, а темпы роста экономики 8 – 10% в год. «Более высокий рейтинг Китая, чем США и Японии, оправдан, поскольку его уровень госдолга намного ниже, – говорит аналитик третьего по капитализации китайского банка Bank of China Ltd. Ши Лэй. – Другие китайские компании также могут опубликовать суверенные рейтинги, но им сложно добиться признания от иностранных инвесторов».

Глава МВФ Доминик Стросс-Кан уже согласился с тем, что картина мира меняется. «Наступает время Азии», – заявил он.

Moody’s Investors Service, Standard&Poor’s и Fitch Ratings, скорее всего, отмолчатся. «К сожалению, мы не комментируем рейтинговые действия других рейтинговых агентств и также не даем комментарии по высказываниям их руководителей», – ответили «Къ» в Fitch Ratings.

Казахстанские аналитики считают, что доля справедливости в желании усомниться в непогрешимости Большой тройки есть, но вряд ли рейтинг Dagong немедленно приведет к особым тектоническим сдвигам в кредитной политике стран, в том числе и самого Китая – есть Базельские соглашения, основанное на них национальное законодательство и так далее. Заместитель генерального директора рейтингового агентства KzRating Денис Рыбалкин согласен, что все крупные международные агентства при выставлении рейтингов несколько менее требовательны к развитым странам, чем к развивающимся. С одной стороны это оправданно: более слабым экономикам присущ более высокий уровень рисков.

«Вместе с тем, как показывает практика (мы можем это проследить на примере изменения суверенного рейтинга Казахстана) не всегда рейтинговые действия агентств Большой тройки адекватны существующим реалиям», – сказал он «Къ».

Однако, по мнению эксперта, пока еще рано говорить о том, что другие рейтинговые агентства могут приблизиться к уровню Большой тройки – для этого им необходима соответствующая инфраструктура, и самое главное – чтобы качество их работы было признано потребителями рейтингов по всему миру. Тем не менее не оправдавшиеся прогнозы эпохи кредитного бума и подозрения в олигополии привели к тому, что все большее значение придается именно местным рейтингам. «Не могут три агентства, пусть даже самые продвинутые, отвечать за риски (и правильно их идентифицировать) тыс. предприятий и банков по всему миру, – утверждает Денис Рыбалкин, – рынку необходим широкий спектр взглядов».

Читайте также