«Атамекен» формирует «Список Назарбаева»

Опубликовано
В Таможенный союз казахстанский бизнес вступает ослабленным последствиями кризиса. Для преодоления структурных проблем и рисков нужны совместные усилия государственных институтов и предпринимательства. Об этом говорилось на Конгрессе предпринимателей Казахстана, прошедшем на прошлой неделе в Астане.

В Таможенный союз казахстанский бизнес вступает ослабленным последствиями кризиса. Для преодоления структурных проблем и рисков нужны совместные усилия государственных институтов и предпринимательства. Об этом говорилось на Конгрессе предпринимателей Казахстана, прошедшем на прошлой неделе в Астане.

Конгресс, организованный НЭПК «Союз «Атамекен», выработал совместные предложения по преодолению бизнес-сообществом последствий кризиса. Эти обобщения переданы Совету предпринимателей при президенте РК, правительству РК и Координационному совету по поддержке предпринимательства при правительстве РК для реализации конкретных действий.

По свободе, остроте выступлений и кругу поднятых проблем конгресс оказался, пожалуй, самым заметным мероприятием за последние полгода. На него съехались предприниматели различных уровней со всех концов страны. И самым сложным для них было решение – на какое секционное заседание пойти. Все поднятые темы болезненны и актуальны. Это и вопросы форсированной индустриализации, и программы оздоровления предприятий, и гуманизация наказаний хозяйствующих субъектов, и реформа налогового законодательства и таможенного администрирования в рамках создания Таможенного союза. Участники форума объединялись в группы, а затем распределялись – кто на какую секцию пойдет и какие вопросы задаст. Еще большую интригу конгрессу придавало участие в нем Тимура Кулибаева, который, помимо председательства в Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy, недавно стал председателем президиума НЭПК «Союз «Атамекен». На него возлагались определенные надежды по продвижению решения самых острых проблем бизнеса. Он посетил все секционные заседания, однако на пленарном выступать не стал, хотя все ждали.

Особенно острой стала тема, которую обсуждали и на секциях, и в кулуарах – создание «Списка Назарбаева». В этот перечень – из 100-150 пунктов, должны быть включены предприятия, которым для преодоления кризиса очень срочно нужна помощь – финансовая или организационно-административная.

При обсуждении тем на секциях заметно было расслоение членов НЭПК «Союз Атамекен» по приоритетным задачам. Выделилось три основные группы: мелкого и среднего бизнеса, крупного и финансистов. Интересы их различались, но все же им удалось достичь консенсуса и выработать совместную резолюцию, в которой были выделены приоритеты работы по каждому направлению.

Предприятия, входящие в программу ФИИР, оказались в неравных условиях по кредитам. Институты развития предоставляют средства под 12%, а по «Дорожной карте бизнеса» – под 7%, с учетом субсидирования ставки. Конгресс предложил правительству разработать дополнительные меры по комплексной поддержке нескольких, имеющих приоритетное значение, компаний по каждой отрасли, включив их в «Список Назарбаева». Кроме того, конгресс предлагает предусмотреть не только субсидирование кредитной ставки, поскольку не все в стране должны решать банки, но и иные формы поддержки предприятий: компенсацию затрат на инфраструктуру, электроэнергию, транспортировку, рекламу, закуп местных материалов. В очередной раз поднимался вопрос о проведении госзакупок в рамках казсодержания не на год, а на более продолжительный срок.

Именно ситуация по действующим предприятиям сегодня наиболее тяжелая. Закредитованность, отсутствие оборотки, не всегда корректные процедуры оздоровления требуют принятия срочных мер. Прежде всего надо внести в законодательство нормы, которые запрещают БВУ претендовать на право голоса по акциям, находящимся у них в залоге. Нужны также законодательные изменения, позволяющие приступать к реструктуризации долговых обязательств при согласии большинства, чтобы один держатель не мог решить судьбу предприятия.

Конгресс предложил увеличить средства, выделяемые по «Дорожной карте бизнеса 2020» на второе направление – восполнение оборотных средств, и продлить срок действия программы по финансовому оздоровлению предприятий до конца 2011 года. Поскольку в условиях нынешней спешки, кроме прибыли для БВУ, других результатов, особенно в отношении укрепления предприятий реального сектора, нет. Но, пожалуй, самые горячие споры развернулись по вопросам Таможенного союза и налогового администрирования. Большая часть дискуссий была посвящена таможенным пошлинам на автомобили. Предприниматели дружно согласились с тем, что в интересах отечественного автопрома надо убрать льготный режим даже на год переходного периода при ввозе новых автомобилей (до 3 лет) физическими лицами. Кроме того, по массовому ценовому сегменту (от 3 до 10 лет) установить строгий порядок запрета на отчуждение и контроль, чтобы избежать спекуляций и реэкспорта.

Другой «горячей» темой стал, как и следовало ожидать, сахар. Глава фабрики «Рахат» Анатолий Попелюшко от представителей пищевой промышленности пожаловался на неадекватную ситуацию. «На рынке тенденция к понижению цены сахара, а у нас – к повышению. Нет вообще сахара-рафинада! Куда мы идем? Собирались сахарники Казахстана, России, Беларуси, договорились между собой… Но почему у нас крупные покупатели – кондитерские фабрики – не могут купить сахар напрямую у производителя?», – справедливо возмущался руководитель известнейшей фабрики. Из из членов Таможенного союза лишь Казахстан выторговал себе 10-летний льготный период по импортным пошлинам на сахар, а теперь эти несколько компаний становятся и вовсе диктаторами.

Кроме того, Анатолий Попелюшко акцентировал внимание государственных органов на невозможности продвижения казахстанских товаров в Россию. По его словам, в каждом регионе РФ свои правила, которые бизнес самостоятельно преодолеть не может. Изменения в Роспатенте происходят так быстро, что казахстанские предприниматели не успевают реагировать. «Для всех членов Таможенного союза должны быть единые правила», – считает глава «Рахата».

Читайте также