Бюджет исполнен с нарушениями

Опубликовано
По итогам 2009 года из 43 статей Закона «О республиканском бюджете» не исполнено 22, не соблюдены 7 из 14 принципов бюджетной системы. Такой вердикт вынес в своем выступлении в парламенте глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев.

По итогам 2009 года из 43 статей Закона «О республиканском бюджете» не исполнено 22, не соблюдены 7 из 14 принципов бюджетной системы. Такой вердикт вынес в своем выступлении в парламенте глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев.

В текущем году отчет Счетного комитета был составле, принимая во внимание предложения депутатов парламента, высказанные в ходе рассмотрения отчета за 2008 год по структуре, зеркально отражающей структуру отчета правительства. Отметив, что доходная часть республиканского бюджета формировалась в условиях спада деловой и потребительской активности в стране, и это отрицательно сказалось на объемах бюджетных поступлений, Омархан Оксикбаев сообщил, что доход бюджета исполнен на 100,4%, в основном за счет уточнения первоначально утвержденного плана в сторону снижения на 2,7%. По сравнению с 2008 годом доходы уменьшились на 16%, или на 538,4 млрд тенге, из них по налоговым поступлениям снижение допущено на 620,4 млрд тенге, или на 30%. «Ради справедливости надо отметить, что в целом исполнение республиканского бюджета положительно сказалось на социально-экономическом развитии страны. Своевременное секвестирование расходов позволило оказать существенную поддержку регионам в рамках Дорожной карты. Реализация проектов и программ занятости обеспечило социальную защищенность населения. Проведение антикризисных мер позволило правительству стабилизировать финансовую систему и снять напряжение в банковском секторе. Решение проблем обманутых дольщиков, финансирование и кредитование строительства объектов способствовало предотвращению кризиса в строительной отрасли», – отметил он.

Однако в деятельности таможенных органов имеются недостатки и упущения, приводящие к потерям республиканского бюджета. Затраты 2009 года исполнены на 3,1 трлн тенге, или 98,1%, сумма неосвоения бюджетных средств составила 59,4 млрд тенге. Это самый большой объем за всю историю независимого Казахстана. Из 39 администраторов бюджетных программ только девятью средства освоены полностью. «Мы отмечаем значительный рост объемов дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности. Это свидетельствует об упущениях со стороны отдельных администраторов, недостаточном уровне претензионно-исковой работы», – заявил глава Счетного комитета. В условиях финансового кризиса бюджетные кредиты направлялись на обеспечение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, поддержку строительной отрасли и сельского хозяйства.

Однако, по мнению Комитета, в их использовании, погашении и администрировании правительством не решен ряд системных проблем. К ним относятся, во-первых, недостаточная координация между администраторами бюджетных программ и конечными получателями бюджетных кредитов. Во-вторых, низкий уровень мониторинга и контроля эффективного и своевременного их использования. В-третьих, неполное исполнение принятых обязательств.

В 2009 году для погашения дефицита республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд тенге привлечены государственные займы на сумму 650,4 млрд тенге. Свободный остаток средств республиканского бюджета по сравнению с 2008 годом увеличился в 8,5 раза и составил 56 млрд тенге. Вследствие неполного использования привлеченных займов, утверждается в докладе, упущены возможности для дополнительного роста экономики.

Проведен анализ влияния республиканского бюджета на экономику посредством реализации государственных и отраслевых программ, инвестиционных проектов, предоставления бюджетных кредитов и целевых трансфертов, а также использования финансовых активов государства. Превышен установленный лимит правительственного долга на 41 млрд тенге, неэффективно использовался резерв правительства, на депозитных счетах на момент контроля находились свыше 280 млрд тенге, которые предназначались для реализации программ развития и антикризисных мер. В отчете дана оценка исполнения бюджетных инвестиционных проектов. Здесь допускались нарушения требований законодательства по вопросам планирования и исполнения инвестиционных проектов и программ; удорожание стоимости на этапе реализации проектов, что может привести к замораживанию объектов; срывы поставщиками договорных обязательств; некачественное проведение строительно-монтажных работ. Правительством не предприняты исчерпывающие меры по разработке эффективного механизма управления активами государства. «По нашему мнению, отсутствие системной и последовательной стратегии субъектов квазигосударственного сектора, слабый маркетинговый анализ сегментов рынка при отборе инвестиционных проектов, практика размещения институтами развития свободных средств на депозитах в банках второго уровня, недостаточная координация со стороны правительства приводят к нерациональному использованию средств республиканского бюджета и активов государства», – сказал в завершение Омархан Оксикбаев.

Отчет Счетного комитета вызвал бурю эмоций среди мажилисменов. Присутствовавшему на заседании министру финансов Болату Жамишеву пришлось подробно отвечать на множество заданных ему вопросов. Депутаты горячились, спрашивая главу Минфина, кто же виноват в снижении эффективности и нарушениях бюджетного процесса. Один из депутатов даже поставил вопрос о возможном «недоверии правительству». Однако Гульжан Карагусова успокоила коллег, предложив подробно изучить рекомендации Счетного комитета и внести свои предложения. Министр финансов в свою очередь пообещал депутатам подробно ответить на все вопросы в письменной форме.

Читайте также