Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


2312 просмотров

«Шапка» чиновнику

За китайским товаром началось пристальное наблюдение. Премьер-министр Карим Масимов пообещал пресечь контрабанду китайских товаров в Казахстан через Кыргызстан. Тем временем, кыргызстанские предприниматели уже месяц не могут получить собственный товар с КПП «Калжат».

За китайским товаром началось пристальное наблюдение. Премьер-министр Карим Масимов пообещал пресечь контрабанду китайских товаров в Казахстан через Кыргызстан. Тем временем, кыргызстанские предприниматели уже месяц не могут получить собственный товар с КПП «Калжат».

«Я еще проведу совещание по некоторым вопросам таможенной службы, потому что наша оперативная информация показывает, что, вроде, на «Хоргосе» (таможенный КПП на казахстанско-китайской границе) навели порядок, а де-факто потом товар (из Китая) через Республику Кыргызстан попадает к нам. Но мы здесь наведем порядок, мы всей информацией обладаем», – сказал г-н Масимов на заседании правительства во вторник.

По мнению Геннадия Шестакова, президента совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, будут применяться принудительные меры, так как уговоры в подобном вопросе не помогают. «Набор инструментов, скорее всего, будет достаточно простым. Это рейды и информация из достоверных источников. На мой взгляд, политика в этом вопросе будет достаточно жесткой», – пояснил он «Къ».

Аналитик полагает, что сейчас, в весеннее время, с контрабандным товаром будет бороться легче, так как проходимых дорог в это время года меньше. «В это время будет достаточно небольшой объем работ. Очень мало мест, где можно пересечь границу незаметно», – считает президент совета Ассоциации.

По данным указанной организации, легальный ввоз товаров из Китая сейчас приостановился. Участники рынка объясняют это повышением пошлин до 550 долларов за один куб. В итоге предприниматели вынуждены отказаться от такой запредельной цены. И на свой страх и риск везут товар через Кыргызстан.

«В Кыргызстане созданы наиболее благоприятные условия для ввоза продукции. Предприниматели легально оформляют товар и ввозят за гораздо меньшие деньги. Таможенное оформление происходит также за небольшие деньги. Стоимость 1 кг товаров народного потребления составляет 0,15 доллара. Далее, уже нелегально, вывозят в Казахстан», – утверждает Геннадий Шестаков.

По мнению Тимура Назханова, вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана, нелегальный провоз китайского груза через Кыргызстан не является виной предпринимателей. «В последние несколько лет через Кыргызстан проходит много грузов, потому что там условия гораздо выгоднее казахстанских. Тут нельзя винить бизнесменов, эта ситуация сложилась из-за безвыходности. Наша власть не может навести порядок на границе с Китаем. Создаются условия, которые на руку чиновникам. Возникает вопрос, на самом ли деле правительство хочет изменить ситуацию, или идет просто передел рынка, где таможня стоит во главе угла? Борьба с контрабандой чаще носит характер поверхностной чистки», – поясняет он «Къ».

Сейчас возникают проблемы с провозом китайского товара в Кыргызстан через Казахстан. С 8 февраля на посту «Калжат» стоят 39 заявленных автомашин к транзиту в Кыргызстан. По словам кыргызских предпринимателей, получить вразумительный ответ на вопрос о причинах задержки груза, так и не удалось. «Мы не понимаем, почему задерживают груз. Нам называют разные причины. Например, то, что груз предназначен не для Кыргызстана. То есть, наверное, полагают, что товар разойдется в Казахстане, но у нас есть все документы, подтверждающие, что это – товар наш. Сейчас нам главное – все получить. Потом уже будем думать, возить ли в последующем товар через Казахстан или нет», – сообщает Мирлан Мырзаканов, председатель грузополучателей граждан Кыргызстана.

Юрист Рашид Хасенов, в свою очередь говорит, что поступало предложение о растаможке груза на территории Казахстана – а это новые, никому не нужные траты. На данный момент ситуация так и не ясна, а большая часть груза стала неактуальной.

Ранее глава казахстанского правительства обещал преодолеть сопротивление «серых» экспортеров при укреплении южных границ. «Мы предчувствуем сильное противодействие этому вопросу (укреплению южных границ республики в рамках Таможенного союза), потому что вокруг него есть многие люди, которые заинтересованы в таких «черных» или «серых» схемах, но мы это поломаем, сделаем это (процесс пересечения товаров границы) прозрачным», – заявил Масимов на прошлой неделе на расширенном заседании парламентской фракции партии «Нур Отан».

Аналитики также уверены, что большая часть контрабандного товара попадает все-таки напрямую через Китай. «Я не могу сказать, что через «Хоргос» контрабандный товар не проходит, к тому же есть и другие контрольно-пропускные пункты, через которые провозят контрабанду. Об этом свидетельствует существенная разница в статистике. Экспорт товаров из Китая в Казахстан практически в два раза больше, чем импорт этих же товаров из Китая в Казахстан», – резюмировал г-н Шестаков.

«Контрабанда сейчас на всех границах, особенно на небезызвестном посту «Хоргос», где регулярно меняется руководство, а коррупция и контрабанда растут и процветают. Периодами возрастают, как сейчас, в связи с созданием Таможенного союза. Часть таможенных сотрудников требует от предпринимателей оплачивать «шапку» за то, что они прошли через границу, в размере 1 000 евро. Большая часть товара у предпринимателей завозится нелегально, потому что у них нет другого выхода», – говорит г-н Назханов.

Новые таможенные посты в проектеВ проекте Закона «Об изменениях и дополнениях в Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы», одобренном в понедельник правительством Казахстана, на реализацию мероприятий, связанных с вступлением в Таможенный союз, предлагается выделить дополнительно 11,4 млрд тенге, в том числе 4 млрд – на строительство и оснащение дополнительных таможенных постов, и пять миллиардов тенге – на строительство дополнительных пограничных застав на юге Казахстана.

153 просмотра

Повысить тариф на сбор и вывоз ТБО хотят в Алтае

Иначе мусор перестанут вывозить

Фото: Shutterstock

Повысить почти на 70% тариф на сбор и вывоз ТБО хотят в Алтае. В начале августа в восточноказахстанском Алтае произошел мусорный коллапс. По словам предпринимателя, занимающегося вывозом ТБО, причиной переполненных контейнеров стало тяжелое финансовое положение предприятия.

101 миллион проблем

В начале августа в Алтае перестали своевременно вывозить с улиц мусор. Жители моногорода опасались, что гниющие на жаре отходы спровоцируют вспышку инфекционных заболеваний.

Предприниматель Сергей Смирнов, владелец организации, занимающейся сбором и вывозом ТБО, пояснил «Курсиву», что причиной мусорного коллапса стала поломка машин. По его словам, у предприятия два КамАЗа, работающих с начала 2000-х годов, на ремонт которых нет средств из-за существующего тарифа.

Бизнесмен приватизировал ТОО «Зырян-Тартип», оцененное в 97 млн тенге и проданное за 101 млн в 2017 году. 12 месяцев предприятие находилось у него в доверительном управлении, после перешло в собственность.

Еще в прошлом году в «Тартипе», используя затратный метод, рассчитали новый тариф для предприятия. Для безубыточной работы нужно было повысить существующие расценки на 90%, с 200 тенге с человека (для благоустроенного жилья) до 381 тенге. Расчеты поддержали в РОПе, местных профсоюзе и палате предпринимателей, но общественный совет района Алтай высказался против роста тарифа.

В ноябре прошлого года на расширенном заседании постоянной комиссии районного маслихата отделу ЖКХ рекомендовали проверить представленные расчеты, а городскому акимату – провести разъяснительную работу с населением.

Купил кабалу

Сергей Смирнов заверяет, что за прошедшее время представленные цифры никто так и не проверил. В мае 2019 года предприниматель написал письма в городской акимат, районные маслихат и отдел ЖКХ, в которых подчеркнул, что если с июля не утвердят новые расценки на услуги сбора и вывоза ТБО, он будет вынужден прекратить деятельность предприятия и сократить персонал. По его расчетам, тариф нужно повысить на 68,5%, то есть с 200 до 337 тенге с человека.

Но к решению проблемы в Алтае вернулись только после того, как мусор перестали свое­временно вывозить. На очередном заседании постоянной комиссии маслихата народные избранники вспомнили, что пока организация была в госсобственности, подобных коллапсов не возникало. По мнению Сергея Смирнова, это было благодаря дотациям.

Приватизированное предприятие раньше специализировалось не только на сборе и вывозе ТБО, но и на благоустройстве и очистке дорог. Но с января 2019 года новый владелец выделил убыточный, по его словам, мусорный бизнес в ИП «Алтай-Тартип».

«Сразу стала видна реальная картина. За шесть месяцев 2019 года доходность ИП составила 41,3 млн тенге, расходная часть – 42,6 млн. Почти 1,3 млн убытка только за полгода. И это притом, что я уже два года вкладываю в предприятие свои средства. У меня ощущение, что я купил за 100 млн кабалу», – признается предприниматель.

Но его эмоциональное объяснение не впечатлило народных избранников. Секретарь районного маслихата Лариса Гречушникова отметила, что тариф на мусор в Алтае далеко не самый низкий в области. По ее словам, в Курчатове платят по 124 тенге с человека, в Зайсане – по 151. И если уж повышать расценки, то только после модернизации работы всей службы. Как подчеркнула г-жа Гречушникова, жители Алтая готовы платить больше, если мусорные контейнеры начнут мыть и штат «Тартипа» пополнится дворниками.

А вот депутат Наталья Горбачева считает, что предприятию нужно искать внутренние резервы, например серьезнее заняться заключением договоров с новыми клиентами. 

Но владелец предприятия уверен, что все, что мог, он уже сделал: договоры заключены с 90% владельцев благоустроенного жилья и 66% владельцев частных домов. После приватизации, по его данным, на 53% увеличен объем сборов платежей с населения. Сравнение расценок других организаций без учета состояния каждой бизнесмен счел неправильным.

Заведомо убыточный бизнес

По мнению депутатов, единовременный рост на 70% – это серьезная нагрузка для жителей. По рекомендации народных избранников на базе общественного совета района будет создана комиссия, которая проверит расчеты предприятия.

Аким моногорода Константин Передельский отмечает, что если проверка подтвердит цифры предпринимателя, то роста тарифа не избежать.

Анализ данных областного департамента статистики показывает, что за мусор жители Восточного Казахстана платят от 124 до 250 тенге. По стране разбег еще больше – от 94 тенге до 553.

«Существующие правила расчета по затратному методу делают наш бизнес заведомо убыточным. Получается, что в расценки закладываются затраты предыдущего года, а цены за это время вырастают, реальная инфляция, по нашим подсчетам, больше официальной. Но даже такие тарифы нам не дают», – говорит предприниматель из Риддера Виктор Стребков.

В 2018 году тариф в этом моногороде предлагали поднять с 175 тенге до 275, но в итоге остановились на 219 тенге. В областном центре горожане сегодня платят по 211 тенге с человека. Директор ТОО «Оскемен-Тазалык» Айдос Байгонусов поясняет, что если раньше предприятие держалось на плаву благодаря другим направлениям работы, в частности дорожно-строительным, то в этом году заказов нет и ситуация для бизнеса стала критической. Нет средств на модернизацию и обновление автопарка.

«По подсчетам РОП, мы должны оказывать услуги за 256 тенге, а не за 211. Озвучиваем свои проблемы на всех уровнях, но нас не слышат. Дизтопливо стоит дороже АИ-95. Из-за скачка доллара и рубля подорожали запчасти», – говорит г-н Байгонусов.

Предприниматели признаются, что если ситуация в мусорном бизнесе в ближайшее время не изменится, то они будут вынуждены отказаться от оказания услуг населению в связи с заведомой убыточностью данного вида деятельности.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций