Перейти к основному содержанию

2395 просмотров

«Шапка» чиновнику

За китайским товаром началось пристальное наблюдение. Премьер-министр Карим Масимов пообещал пресечь контрабанду китайских товаров в Казахстан через Кыргызстан. Тем временем, кыргызстанские предприниматели уже месяц не могут получить собственный товар с КПП «Калжат».

«Шапка» чиновнику

«Шапка» чиновнику
За китайским товаром началось пристальное наблюдение. Премьер-министр Карим Масимов пообещал пресечь контрабанду китайских товаров в Казахстан через Кыргызстан. Тем временем, кыргызстанские предприниматели уже месяц не могут получить собственный товар с КПП «Калжат».

«Я еще проведу совещание по некоторым вопросам таможенной службы, потому что наша оперативная информация показывает, что, вроде, на «Хоргосе» (таможенный КПП на казахстанско-китайской границе) навели порядок, а де-факто потом товар (из Китая) через Республику Кыргызстан попадает к нам. Но мы здесь наведем порядок, мы всей информацией обладаем», – сказал г-н Масимов на заседании правительства во вторник.

По мнению Геннадия Шестакова, президента совета Казахстанской ассоциации таможенных брокеров, будут применяться принудительные меры, так как уговоры в подобном вопросе не помогают. «Набор инструментов, скорее всего, будет достаточно простым. Это рейды и информация из достоверных источников. На мой взгляд, политика в этом вопросе будет достаточно жесткой», – пояснил он «Къ».

Аналитик полагает, что сейчас, в весеннее время, с контрабандным товаром будет бороться легче, так как проходимых дорог в это время года меньше. «В это время будет достаточно небольшой объем работ. Очень мало мест, где можно пересечь границу незаметно», – считает президент совета Ассоциации.

По данным указанной организации, легальный ввоз товаров из Китая сейчас приостановился. Участники рынка объясняют это повышением пошлин до 550 долларов за один куб. В итоге предприниматели вынуждены отказаться от такой запредельной цены. И на свой страх и риск везут товар через Кыргызстан.

«В Кыргызстане созданы наиболее благоприятные условия для ввоза продукции. Предприниматели легально оформляют товар и ввозят за гораздо меньшие деньги. Таможенное оформление происходит также за небольшие деньги. Стоимость 1 кг товаров народного потребления составляет 0,15 доллара. Далее, уже нелегально, вывозят в Казахстан», – утверждает Геннадий Шестаков.

По мнению Тимура Назханова, вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана, нелегальный провоз китайского груза через Кыргызстан не является виной предпринимателей. «В последние несколько лет через Кыргызстан проходит много грузов, потому что там условия гораздо выгоднее казахстанских. Тут нельзя винить бизнесменов, эта ситуация сложилась из-за безвыходности. Наша власть не может навести порядок на границе с Китаем. Создаются условия, которые на руку чиновникам. Возникает вопрос, на самом ли деле правительство хочет изменить ситуацию, или идет просто передел рынка, где таможня стоит во главе угла? Борьба с контрабандой чаще носит характер поверхностной чистки», – поясняет он «Къ».

Сейчас возникают проблемы с провозом китайского товара в Кыргызстан через Казахстан. С 8 февраля на посту «Калжат» стоят 39 заявленных автомашин к транзиту в Кыргызстан. По словам кыргызских предпринимателей, получить вразумительный ответ на вопрос о причинах задержки груза, так и не удалось. «Мы не понимаем, почему задерживают груз. Нам называют разные причины. Например, то, что груз предназначен не для Кыргызстана. То есть, наверное, полагают, что товар разойдется в Казахстане, но у нас есть все документы, подтверждающие, что это – товар наш. Сейчас нам главное – все получить. Потом уже будем думать, возить ли в последующем товар через Казахстан или нет», – сообщает Мирлан Мырзаканов, председатель грузополучателей граждан Кыргызстана.

Юрист Рашид Хасенов, в свою очередь говорит, что поступало предложение о растаможке груза на территории Казахстана – а это новые, никому не нужные траты. На данный момент ситуация так и не ясна, а большая часть груза стала неактуальной.

Ранее глава казахстанского правительства обещал преодолеть сопротивление «серых» экспортеров при укреплении южных границ. «Мы предчувствуем сильное противодействие этому вопросу (укреплению южных границ республики в рамках Таможенного союза), потому что вокруг него есть многие люди, которые заинтересованы в таких «черных» или «серых» схемах, но мы это поломаем, сделаем это (процесс пересечения товаров границы) прозрачным», – заявил Масимов на прошлой неделе на расширенном заседании парламентской фракции партии «Нур Отан».

Аналитики также уверены, что большая часть контрабандного товара попадает все-таки напрямую через Китай. «Я не могу сказать, что через «Хоргос» контрабандный товар не проходит, к тому же есть и другие контрольно-пропускные пункты, через которые провозят контрабанду. Об этом свидетельствует существенная разница в статистике. Экспорт товаров из Китая в Казахстан практически в два раза больше, чем импорт этих же товаров из Китая в Казахстан», – резюмировал г-н Шестаков.

«Контрабанда сейчас на всех границах, особенно на небезызвестном посту «Хоргос», где регулярно меняется руководство, а коррупция и контрабанда растут и процветают. Периодами возрастают, как сейчас, в связи с созданием Таможенного союза. Часть таможенных сотрудников требует от предпринимателей оплачивать «шапку» за то, что они прошли через границу, в размере 1 000 евро. Большая часть товара у предпринимателей завозится нелегально, потому что у них нет другого выхода», – говорит г-н Назханов.

Новые таможенные посты в проектеВ проекте Закона «Об изменениях и дополнениях в Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы», одобренном в понедельник правительством Казахстана, на реализацию мероприятий, связанных с вступлением в Таможенный союз, предлагается выделить дополнительно 11,4 млрд тенге, в том числе 4 млрд – на строительство и оснащение дополнительных таможенных постов, и пять миллиардов тенге – на строительство дополнительных пограничных застав на юге Казахстана.

1550 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif