Путь в Азию начинается с Кореи

Опубликовано
Казахстан планирует поставить в Южную Корею 600 тыс. тонн пшеницы. По информации главы НК «КазАгро» Асылжана Мамытбекова, в ближайшее время планируется подписание контрактов между казахстанскими и южно-корейскими компаниями.

Казахстан планирует поставить в Южную Корею 600 тыс. тонн пшеницы. По информации главы НК «КазАгро» Асылжана Мамытбекова, в ближайшее время планируется подписание контрактов между казахстанскими и южно-корейскими компаниями.

Вопрос о восточном пути для отечественного зерна стоит давно. Традиционные маршруты экспорта в текущем году затруднены вследствие тарифной политики России. Еще в феврале управляющий директор «Продкорпорации» Даулет Увашев сообщил, что тарифные органы соседней страны отказались предоставлять Казахстану ранее оговоренную скидку на транзит зерна. «Фактически наши субсидии на транзит зерна не позволяют конкурировать нам на мировом рынке из-за того, что железнодорожная администрация России не выполняет ранее заявленных планов», – заявил он. По его словам, в декабре прошлого года российская сторона обещала, что казахстанским экспортерам будет предоставлен понижающий коэффициент на перевозку зерновых по транзиту через территорию РФ до 0,7%. Однако в итоге служба по тарифам РФ так и не дала эту скидку. Возможно, это связано с тем, что Россия в 2009 году тоже собрала большой урожай – около 100 млн тонн зерна – и сейчас также имеет проблемы с его реализацией. Аграриям Сибири и Алтая приходится продавать пшеницу по цене ниже себестоимости, чтобы иметь возможность подготовиться к предстоящей посевной. «Соответственно, субсидии в размере $20 за тонну, которые нам выделены из республиканского бюджета в текущем году, работают, но мы же их брали с учетом понижающего тарифа 0,7%, который должен был вступить в силу с января этого года, а понижающий коэффициент так и не предоставлен», – отметил топ-менеджер «Продкорпорации». Кроме того, он сообщил, что с 1 января 2010 года в России ставки на перевоз грузов в среднем увеличены на 9,4%, что еще больше снизило эффективность государственного субсидирования, увеличив издержки и расходы. Напомним, что на удешевление тарифов на перевоз экспортируемого зерна транзитом через Россию по решению правительства в текущем году будет выделено 5 млрд тенге, в 2011 году – до 10 млрд тенге.

Учитывая упорство россиян в желании заработать на казахстанском зерновом избытке, правительство принялось искать альтернативные пути экспорта. Наиболее логичным было взяться за восточное направление с его большим населением и растущими рынками. Но и тут встает вопрос о рентабельности – зерно придется везти через территорию Китая. По информации Минтранскома, тариф на перевозку зерна в мешках до 50 кг в крытых вагонах со станции Алашанькоу в направлении портов Ляньюнган, Шанхай, Тяньцзинь, Циндао составляет в среднем $61 за тонну. «В настоящее время транспортировка зерна по данным маршрутам для грузоотправителя является экономически не привлекательной, поскольку формирование зерна на казахстанских элеваторах в мешки для транспортировки в крытых вагонах по условиям китайской стороны влечет дополнительные временные и финансовые расходы», – отмечается в ответе ведомства на запрос «Къ». Тем не менее с января 2010 года начался экспорт казахстанского зерна на рынок Китая. По данным АО «НК «Қазақстан темір жолы» за 2010 год по состоянию на 11 февраля отгружено в Китай 8,4 тыс. тонн зерна. Общий спрос на него в странах Юго-Восточной Азии даже без Китая оценивается в объеме 11,7 млн тонн. Казахстан, получивший урожай в размере 22 млн тонн, пока планирует экспортировать в регион порядка 3 млн тонн.

Трудно сказать, насколько выгодно Казахстану экспортировать зерно на Восток. МТК не смог предоставить «Къ» информацию по российским транзитным тарифам, сославшись на то, что ставки на перевозку зерна в международном сообщении дифференцированы в зависимости от расстояния, груза и маршрута, так как железнодорожные администрации – участницы Тарифного соглашения СНГ, исходя из экономических интересов своих железных дорог, вправе устанавливать повышающий или понижающий коэффициент. Однако, по оценке российских экспертов, на китайском направлении казахстанские зерновики все же будут выигрывать по $10-15 за тонну. А железные дороги РФ могут потерять до 10 млн тонн грузооборота в ближайшие 10 лет. Тем более что китайцы решили простимулировать казахстанских зернотрейдеров и поставили транзитные расценки в обратную зависимость от объема: чем больше экспорт, тем меньше ставки.

Читайте также