Перейти к основному содержанию

1798 просмотров

Черный список Большого брата

Государство решило всерьез взяться за Интернет. На днях глава Агентства по информатизации и связи заявил, что в его ведомстве создана специальная служба, которая занимается работой по информационным ресурсам в казахстанском секторе Интернета, имеющим порнографический и деструктивный характер. По мнению Куанышбека Есекеева, данная проблема становится весьма актуальной, так как ныне Интернет наводнен разнообразными материалами порнографического и экстремистского характера. Для реализации своих целей АИС создаст некий «черный список» неправильных с точки зрения государства сайтов.

Черный список Большого брата

Черный список Большого брата
Государство решило всерьез взяться за Интернет. На днях глава Агентства по информатизации и связи заявил, что в его ведомстве создана специальная служба, которая занимается работой по информационным ресурсам в казахстанском секторе Интернета, имеющим порнографический и деструктивный характер. По мнению Куанышбека Есекеева, данная проблема становится весьма актуальной, так как ныне Интернет наводнен разнообразными материалами порнографического и экстремистского характера. Для реализации своих целей АИС создаст некий «черный список» неправильных с точки зрения государства сайтов.

Центр по компьютерным инцидентам создан по аналогии с центрами, действующими по всему миру. На текущий момент он ведет работу по всему «черному списку» ресурсов Казнета, который имеет деструктивный характер для общества. «У нас сейчас многое вопросов, которые касаются религиозного экстремизма, есть вопросы политического экстремизма. В казахстанском секторе Интернета существует много доменов, имеющих религиозно-экстремистский характер. В среднем около 5 доменов в месяц по решению правоохранительных органов нам приходится либо забирать, либо закрывать. Эта работа ведется постоянно. Сейчас мы работаем только по ресурсам, которые уже существуют, но в этом году мы наладим систему мониторинга, которая позволит четко мониторить информационное пространство Казнета», – заявил Куанышбек Есекеев. По его словам, Казнет активно растет и объем работы для его ведомства постоянно увеличивается. При этом глава АИСа признал, что нормативно-правовая база, принятая в 2009 году и предоставляющая руководимой им организации полномочия по контролю за отечественным интернет-пространством, достаточно жесткая и вызвала широкие дискуссии на просторах Всемирной сети.

Вопрос контроля над Интернетом вызывает широкий резонанс в мире. По оценкам экспертов, более 90% перемещаемой в мировой сети информации носит порнографический характер. Убедиться в правильности данных выводов легко: при введении слова «порно» поисковая система меньше чем за треть секунды выдает более 160 млн ссылок.

Многие государства мира узаконили контроль интернет-пространства спецслужбами. Среди них можно отметить Белоруссию, Китай, Иран и даже либеральную Швецию. Ограничение деятельности порнографических сайтов – так в основном аргументируют свои действия власти – один из методов борьбы с сексуальной эксплуатацией женщин и детей, растлением малолетних. Применяется широкий арсенал средств – уголовное наказание за поддержку и наполнение порносайтов, выпуск блокирующих программ, взлом и уничтожение сайта. Однако весь комплекс этих мер малоэффективен – по информации специалистов, на один блокированный порносайт создается несколько новых. Данная статистика вызывает дискуссию об оправданности предоставления полномочий спецслужбам по контролю за Интернетом. В частности, в Израиле парламентская инициатива по контролю за интернетом была расценена общественностью как «первый шаг к ограничению свободы во всемирной сети».

По информации пресс-службы АИС, формирование т. н. «черного списка» подразумевает постоянный процесс работы с собственниками или администраторами сайтов, владельцами хостингов, но никак не с созданием и опубликованием некоего свода нежелательных для посещения ресурсов, что являлось бы своего рода рекламой для их владельцев. «С ресурсами такого рода мы ведем профилактическую работу, а в случае, когда такие действия собственников интернет-ресурсов явно выходят за рамки закона, принимаем меры по информированию правоохранительных органов. Фиксированного объема сайтов в казахстанском сегменте Интернета, подпадающего под нормы «черного списка», не существует», – подчеркивает пресс-секретарь агентства Жанар Кондратенко. По ее словам, АИС сконцентрирован на мониторинге деятельности интернет-ресурсов, имеющих принадлежность к домену «KZ» или хостинг на территории Республики Казахстан. В отношении ресурсов, расположенных за пределами РК, Агентством налаживается взаимодействие и обмен информацией с соответствующими профильными зарубежными структурами.

«Чтобы ни говорило государство, у общества всегда будут оставаться сомнения», – утверждает известный политолог Досым Сатпаев. «Если проанализировать последние тренды, то видно, что государство пытается усилить контроль над информационным полем страны. Пока Интернет – наименее контролируемый источник информации, поэтому власть вводит озвученные меры. Это связано также с тем, что некоторые бывшие представители казахстанской элиты используют Всемирную сеть для слива компромата на нынешних лидеров», – отмечает он. «Государство давно предпринимает попытки «обуздать» Интернет – создание специальной службы в АИС и формирование «черного списка» – лишь дополнительный кирпичик в построенном здании, которое больше похоже на бункер, приспособленный для отражения информационных атак на власть. При этом перед Правительством стоит серьезная проблема – с одной стороны надо развивать Интернет, этого требует экономика и общество, с другой – увеличение количества пользователей Интернета снижает уровень лояльности граждан», – отмечает Досым Сатпаев. При этом он согласен с тем, что определенные меры против бесконтрольно распространяемой информации принимать нужно – но нужно делать это под общественным контролем. «Найдется немало людей, которые готовы принять участие в общественном контроле. Если хочешь, чтобы общество доверяло тебе – будь с ним открыт и честен», – прокомментировал он «Къ».

1538 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif