Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1722 просмотра

Бизнес определили в зону

Во вторник правительство утвердило поправки в бюджет 2010 года, в которых, кроме всего прочего, предусмотрено выделение первого транша в размере 30 млн тенге на разработку ТЭО и проектно-сметной документации специальной индустриальной зоны южной столицы.

Во вторник правительство утвердило поправки в бюджет 2010 года, в которых, кроме всего прочего, предусмотрено выделение первого транша в размере 30 млн тенге на разработку ТЭО и проектно-сметной документации специальной индустриальной зоны южной столицы.

Напомним, что в январе этого года маслихат Алматы одобрил Генплан развития города до 2040 года, который предполагает, среди прочего, сокращение числа промышленных производств в черте города за счет их выноса в пригородную зону. Под так называемую специальную индустриально-инновационную зону выделено 345 га в северной части города, за Алатауским районом.

Как сообщил «Къ» заместитель начальника управления предпринимательства и промышленности акимата Алматы Максат Рахметов, уже более 70 предприятий города подали заявки на открытие там своих производственных подразделений (а кое-кто – и полного переноса производства). В скором времени акимат начнет рассматривать эти заявки на предмет конкурентоспособности, инновационности и платежеспособности заявителей. Среди тех, кто хочет переехать в Алатауский район, есть как представители малого бизнеса, так и крупные промышленные предприятия вроде АЗТМ. Таким образом, понадобилось очень немного времени, чтобы проект, который поначалу воспринимался некоторыми, как чуть ли не насильное выселение из города, стал настолько привлекательным для бизнеса, что, властям, возможно, придется устанавливать достаточно жесткие критерии отбора претендентов.

Впрочем, успех проекта был, можно сказать, предопределен – впервые в Казахстане власти намерены не только выделить бизнесу землю на весьма льготных условиях, но и провести за счет бюджета все необходимые для его развития коммуникации: дороги, электрические и тепловые сети, воду. «Арендная плата будет незначительная, мы даже особо ее в расчет не берем; главное сейчас – это обеспечить развитие бизнеса с тем, чтобы в последующем увеличить налогооблагаемую базу», – резюмирует Максат Рахметов.

Властям Алматы действительно приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы увеличить доходную часть бюджета. По словам акима города Ахметжана Есимова, в городе, главным налогоплательщиком которого является малый и средний бизнес, ситуация еще далека от улучшения – объем кредитования на сегодня сократился на 30%, промышленное производство – на 9%, внутренний и внешний товарооборот – на 16,25%. При этом Алматы дает республике 20% ВВП, почти 25% всех налоговых поступлений, более 30% товаров и услуг, производимых МСБ.

В идеале, создание индустриальной зоны должно не только помочь предприятиям реализовать проекты роста, но высвободить средства для инновационного развития – власти планируют открыть в зоне также центры прикладной науки. Проект будет финансироваться Банком развития Казахстана (БРК). Правда, деньги даже на ТЭО начнут поступать не раньше середины апреля, после утверждения поправок парламентом. Всего, по расчетам разработчиков, на подготовительный этап, включая топографическую съемку местности, потребуется не один месяц и 124 млн тенге. Для управления проектом акимат создаст специальное государственное коммунальное предприятие.

Помимо бизнес-задач проект поможет частично решить экологические и социальные проблемы мегаполиса. Вынос промышленных предприятий за черту города должен заметно снизить нагрузку на атмосферу находящегося в естественном котловане города не только за счет снижения промышленных выбросов, но и за счет уменьшения количества заезжающего в него большегрузного транспорта. Кроме того, решается и проблема трудоустройства жителей Алатауского района мегаполиса, где только по официальным данным проживает около 150 тысяч человек, а уровень безработицы – самый высокий в городе.

Не мы одниНа Западе часто прибегают к ликвидации промзон. В Амстердаме власти освободили 15 тысяч гектаров земли под строительство жилой и коммерческой недвижимости в районе портов Eihaven и Central Station, в Стокгольме в 1996 году была запущена двадцатилетняя программа по превращению портовых зон в жилые кварталы.

153 просмотра

Повысить тариф на сбор и вывоз ТБО хотят в Алтае

Иначе мусор перестанут вывозить

Фото: Shutterstock

Повысить почти на 70% тариф на сбор и вывоз ТБО хотят в Алтае. В начале августа в восточноказахстанском Алтае произошел мусорный коллапс. По словам предпринимателя, занимающегося вывозом ТБО, причиной переполненных контейнеров стало тяжелое финансовое положение предприятия.

101 миллион проблем

В начале августа в Алтае перестали своевременно вывозить с улиц мусор. Жители моногорода опасались, что гниющие на жаре отходы спровоцируют вспышку инфекционных заболеваний.

Предприниматель Сергей Смирнов, владелец организации, занимающейся сбором и вывозом ТБО, пояснил «Курсиву», что причиной мусорного коллапса стала поломка машин. По его словам, у предприятия два КамАЗа, работающих с начала 2000-х годов, на ремонт которых нет средств из-за существующего тарифа.

Бизнесмен приватизировал ТОО «Зырян-Тартип», оцененное в 97 млн тенге и проданное за 101 млн в 2017 году. 12 месяцев предприятие находилось у него в доверительном управлении, после перешло в собственность.

Еще в прошлом году в «Тартипе», используя затратный метод, рассчитали новый тариф для предприятия. Для безубыточной работы нужно было повысить существующие расценки на 90%, с 200 тенге с человека (для благоустроенного жилья) до 381 тенге. Расчеты поддержали в РОПе, местных профсоюзе и палате предпринимателей, но общественный совет района Алтай высказался против роста тарифа.

В ноябре прошлого года на расширенном заседании постоянной комиссии районного маслихата отделу ЖКХ рекомендовали проверить представленные расчеты, а городскому акимату – провести разъяснительную работу с населением.

Купил кабалу

Сергей Смирнов заверяет, что за прошедшее время представленные цифры никто так и не проверил. В мае 2019 года предприниматель написал письма в городской акимат, районные маслихат и отдел ЖКХ, в которых подчеркнул, что если с июля не утвердят новые расценки на услуги сбора и вывоза ТБО, он будет вынужден прекратить деятельность предприятия и сократить персонал. По его расчетам, тариф нужно повысить на 68,5%, то есть с 200 до 337 тенге с человека.

Но к решению проблемы в Алтае вернулись только после того, как мусор перестали свое­временно вывозить. На очередном заседании постоянной комиссии маслихата народные избранники вспомнили, что пока организация была в госсобственности, подобных коллапсов не возникало. По мнению Сергея Смирнова, это было благодаря дотациям.

Приватизированное предприятие раньше специализировалось не только на сборе и вывозе ТБО, но и на благоустройстве и очистке дорог. Но с января 2019 года новый владелец выделил убыточный, по его словам, мусорный бизнес в ИП «Алтай-Тартип».

«Сразу стала видна реальная картина. За шесть месяцев 2019 года доходность ИП составила 41,3 млн тенге, расходная часть – 42,6 млн. Почти 1,3 млн убытка только за полгода. И это притом, что я уже два года вкладываю в предприятие свои средства. У меня ощущение, что я купил за 100 млн кабалу», – признается предприниматель.

Но его эмоциональное объяснение не впечатлило народных избранников. Секретарь районного маслихата Лариса Гречушникова отметила, что тариф на мусор в Алтае далеко не самый низкий в области. По ее словам, в Курчатове платят по 124 тенге с человека, в Зайсане – по 151. И если уж повышать расценки, то только после модернизации работы всей службы. Как подчеркнула г-жа Гречушникова, жители Алтая готовы платить больше, если мусорные контейнеры начнут мыть и штат «Тартипа» пополнится дворниками.

А вот депутат Наталья Горбачева считает, что предприятию нужно искать внутренние резервы, например серьезнее заняться заключением договоров с новыми клиентами. 

Но владелец предприятия уверен, что все, что мог, он уже сделал: договоры заключены с 90% владельцев благоустроенного жилья и 66% владельцев частных домов. После приватизации, по его данным, на 53% увеличен объем сборов платежей с населения. Сравнение расценок других организаций без учета состояния каждой бизнесмен счел неправильным.

Заведомо убыточный бизнес

По мнению депутатов, единовременный рост на 70% – это серьезная нагрузка для жителей. По рекомендации народных избранников на базе общественного совета района будет создана комиссия, которая проверит расчеты предприятия.

Аким моногорода Константин Передельский отмечает, что если проверка подтвердит цифры предпринимателя, то роста тарифа не избежать.

Анализ данных областного департамента статистики показывает, что за мусор жители Восточного Казахстана платят от 124 до 250 тенге. По стране разбег еще больше – от 94 тенге до 553.

«Существующие правила расчета по затратному методу делают наш бизнес заведомо убыточным. Получается, что в расценки закладываются затраты предыдущего года, а цены за это время вырастают, реальная инфляция, по нашим подсчетам, больше официальной. Но даже такие тарифы нам не дают», – говорит предприниматель из Риддера Виктор Стребков.

В 2018 году тариф в этом моногороде предлагали поднять с 175 тенге до 275, но в итоге остановились на 219 тенге. В областном центре горожане сегодня платят по 211 тенге с человека. Директор ТОО «Оскемен-Тазалык» Айдос Байгонусов поясняет, что если раньше предприятие держалось на плаву благодаря другим направлениям работы, в частности дорожно-строительным, то в этом году заказов нет и ситуация для бизнеса стала критической. Нет средств на модернизацию и обновление автопарка.

«По подсчетам РОП, мы должны оказывать услуги за 256 тенге, а не за 211. Озвучиваем свои проблемы на всех уровнях, но нас не слышат. Дизтопливо стоит дороже АИ-95. Из-за скачка доллара и рубля подорожали запчасти», – говорит г-н Байгонусов.

Предприниматели признаются, что если ситуация в мусорном бизнесе в ближайшее время не изменится, то они будут вынуждены отказаться от оказания услуг населению в связи с заведомой убыточностью данного вида деятельности.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций