Перейти к основному содержанию

2845 просмотров

Келимбетов возьмется за кадры по-новому

По словам главы ФНБ «Самрук-Казына», система кадровых решений станет более прозрачной. Это и ряд других административных заявлений последовали после недавней критики, высказанной президентом страны в адрес кадровой политики государственных организаций.

Келимбетов возьмется за кадры по-новому

Келимбетов возьмется за кадры по-новому
По словам главы ФНБ «Самрук-Казына», система кадровых решений станет более прозрачной. Это и ряд других административных заявлений последовали после недавней критики, высказанной президентом страны в адрес кадровой политики государственных организаций.

Напомним, что в январе глава государства раскритиковал кадровую политику правительственных органов и крупных национальных компаний. По его словам, на должности заместителей министров назначаются молодые люди, не способные в силу ограниченного опыта принимать правильные управленческие решения. Молодые чиновники и специалисты, по мнению президента, заняты межклановыми разборками и ничего, кроме «понтов» не знают. Нурсултан Назарбаев призвал молодых управленцев отправиться в регионы, набраться там опыта и затем вернуться в столицу. Он подчеркнул, что высокие посты в государственных организациях и национальных компаниях должны занимать люди, проверенные годами ответственной и качественной работы.

18 февраля Кайрат Келимбетов озвучил ряд инициатив фонда «Самрук-Казына». В частности, по его словам, будет повышена ответственность за кадровые решения. Корпус административных работников будет формироваться путем отбора кандидатов на вакантные должности исключительно в рамках открытого и честного конкурса. При формировании корпуса корпоративных менеджеров будет реализован принцип разумного сочетания внутреннего кадрового резерва группы компаний и политики открытого конкурса. Управленческий корпус будет формироваться при участии фонда как акционера, поскольку именно на них возлагается ответственность по выполнению программ и задач фонда. В этом году в госфонде будет проведена оценка порядка тысячи руководителей компаний фонда. Кайрат Келимбетов сообщил, что «Самрук-Казына» с прошлого года уже проводит оптимизацию собственных расходов и штатной численности. В рамках этой деятельности фонд оплаты труда по группе компаний сокращен на 30 %, на выплаты бонусов и премий руководящему составу было наложено вето до конца 2010 года, а сокращение штатной численности административно-управленческого персонала центральных аппаратов компаний и их дочерних и зависимых организаций достигло 15 %, по самому фонду аналогичное сокращение составило 38 %.

Одновременно с заявлением Кайрата Келимбетова глава «КазМунайГаза» Каиргельды Кабылдин высказал обеспокоенность низким уровнем зарплат в национальной компании. «Высокие зарплаты – это миф, если посмотреть обзоры рынка труда. Мы сегодня недооценены по сравнению с рынком. Наш уровень зарплат гораздо ниже, чем у крупнейших нефтяных компаний, с которыми мы работаем. Бонусы не получаем, сокращены другие социальные пакеты – все это приводит к утечке кадров. Наши специалисты получают в 24 раза меньше, чем в «Казахмысе» и в 30 раз меньше, чем в ENRC. Многие специалисты уходят туда», – отметил он. При этом он не указал конкретные размеры зарплат работников своей компании, расцениваемые им как низкие.

По информации «Къ», кадровые службы национальной нефтяной компании завалены тысячами резюме соискателей, среди которых есть весьма квалифицированные кандидатуры. А средний уровень должностных окладов «КазМунайГаза» существенно превышает среднюю зарплату по стране. Как заявил в приватной беседе сотрудник одной из дочерних компаний КМГ, по итогам 2009 года его коллективу были срезаны премии, что вызвало молчаливое недовольство среди служащих. «Но никто и не думает уходить. Люди держатся за свои места и готовы перерабатывать по 3-4 часа в сутки, лишь бы сохранить их. Кадровый вопрос превращается в постоянное поле битвы – в компанию приходят протеже высокопоставленных лиц, «старички» вынуждены плести аппаратные интриги за место под солнцем. Вырасти можно лишь в том случае, если у тебя есть блат, либо если ты член чьей-нибудь команды. Конечно, по карьерной лестнице может подняться и простой сотрудник, благодаря своим профессиональным и деловым качествам. Однако такое бывает очень редко и, как правило, такие люди сидят замами лиц «с поддержкой», – отмечает собеседник «Къ». По его словам, многие квалифицированные специалисты в стране были бы рады получать зарплаты, предлагаемые «КазМунайГазом».

Как бы то ни было, инициативы «Самрук-Казыны» по улучшению системы отбора кадров вполне логичны и обоснованы. Вопрос в том, хватит ли у руководства фонда силы и воли реализовать их. «Руководство ФНБ понимает, что необходимо улучшить кадровую работу. Ведь от этого зависит эффективность работы госфонда, результаты, за которые придется отвечать перед президентом», – отмечает директор столичной HR-компании Kaspian Training Group Алмас Толыкбаев. По его мнению, «Самрук-Казыне» важно суметь выдержать баланс между внешними талантами и кадровым резервом фонда. «Конечно, сотрудники госфонда знают все процедуры, и для их перепрофилирования и переподготовки тратится меньше времени и средств. Но в то же время ФНБ нужна «свежая кровь», нужно, чтобы приходили талантливые специалисты со стороны, со свежими идеями и новыми подходами к делу. Вместе с тем действительно нужно внимательнее относиться к опыту работника, его адаптации к современным условиям. Часто получается, что при приеме на работу в национальных компаниях и министерствах отдается предпочтение выпускникам зарубежных ВУЗов, «болашакерам». Однако многие эксперты отмечают, что стиль управления на Западе и в Казахстане совершенно разный. И выпускник провинциального американского университета в казахстанских условиях далеко не всегда сильнее и эффективнее отечественного сотрудника», – прокомментировал Алмас Толыкбаев для «Къ».

1545 просмотров

Стоимость реконструкции аэропорта в Уральске может превысить 2,4 млрд тенге

Строительные работы планируют завершить в следующем году

Фото: Shutterstock.com

С начала реконструкции уральского аэропорта проект переделывали дважды, и стоимость увеличилась с 1,5 до 2,4 млрд тенге. В управляющей компании рассказали, что поскольку речь идёт о строительстве - сумма может ещё увеличиться.

«Изначально проект шёл, как реконструкция терминала. Сейчас известно, что просадка здания не позволяет ничего надстраивать или делать какие-либо пристройки: и фундамент, и колонны имеют высокий износ. Мы дважды переделывали проект. Теперь уже речь идёт не о реконструкции, а о строительстве нового аэропорта», - сообщил первый заместитель председателя АО «СПК «Орал» Артур Доскалиев.

Сумму на строительство терминала выделяет нефтедобывающая компания KPO B.V. (нидерландское юрлицо, участвующей в разработке Карачаганакского месторождения) в рамках договорных социальных обязательств. На торжественном закрытии аэропорта на ремонт в июле 2019 года генеральный директор компании Эдвин Блом говорил о 1,5 млрд тенге инвестиций. 

По договору с правительством Казахстана за право разрабатывать месторождение, компания KPO B.V. обязана ежегодно выплачивать $30 млн на социальные объекты для населения ЗКО.

Новый эскиз здания уральского аэропорта..jpg
 
В январе 2020 года власти презентовали новый эскизный проект. Стоимость нового терминала оценили в 2,4 млрд тенге. Согласно документу в новом аэропорту должна была появиться возможность установки рукава для посадки пассажиров на борт самолета, увеличиться площадь с 3,85 тыс. до 7 тыс. квадратных метров, и вырасти пропускная способность – со 160 тыс. до 350 тыс. пассажиров в год. 

Тогда заместитель акима области Тимуржан Шакимов заверил, что этот проект – окончательный, что к обследованию привлекли проектный институт АО «КАЗНИИС строительства и архитектуры», и если где-то еще в процессе строительства найдутся поврежденные конструкции — их тоже заменят. Но всё снова пошло не по плану.

«Поскольку теперь мы говорим о строительстве – сумма может вырасти еще. Мы создали новый эскиз, прорабатываем, чтобы терминал был полностью готов и никаких проблем не возникло», - пояснил Артур Доскалиев.

Перед началом реконструкции в 2019 году аэропорт был продан АО «СПК Орал», а после окончания снова будет возвращён в частные руки на условиях поэтапного выкупа и возмещения затрат. Необходимость таких «манёвров» объяснили тем, что по закону социальные объекты, на которые KPO B.V. выделяют деньги должны быть в собственности государства. Сумму сделки в СПК не назвали, сославшись на коммерческую тайну. 

«Акимат не может управлять аэропортом – вида деятельности такого нет. Тут или создавать новое предприятие, или передавать имеющемуся с таким видом деятельности. Поэтому после завершения всех работ, аэропорт планируется продать прежним управляющим – ТОО «Международный аэропорт «Орал», - рассказал заместитель председателя СПК.

Новый эскиз здания уральского аэропорта. (2).jpg

В конце апреля директор аэропорта Хайретдин Раскалиев в интервью газете «Время» обвинял проектировщиков в искусственном удорожании проекта. По его словам, руководство ТОО «Международный аэропорт «Орал» заинтересован в прозрачном финансировании, так как впоследствии им придётся возмещать затраты на строительство. В СПК «Орал» заверили, что все конфликтные вопросы с бывшими владельцами аэропорта были улажены, и смета полностью соответствует требованиям.

«Тут как: мы закладываем в смете пропускной сканер, например, а он уже есть (у ТОО «Международный аэропорт «Орал» - прим. «К»). Но мы не можем его не включить, ведь сейчас аэропорт у нас в собственности, а у нас нет сканера. Поэтому проект мы обязаны считать полностью, учитывая каждую деталь, чтобы в нём было абсолютно всё при открытии. Конечно, впоследствии, при закупе, мы будем вычитать то, что уже есть у прежних владельцев», - пояснил Артур Доскалиев.

ТОО «Международный аэропорт «Орал» зарегистрировано 17 февраля 1997 года. Директором аэропорта числится Хайретдин Раскалиев, а единственным учредителем ТОО «Беркут Аэропорт». 

В составе учредителей ТОО «Беркут Аэропорт» - два ТОО и одно физическое лицо.

Одно из предприятий владельцев - ТОО «Меридиан Капитал» принадлежит Нурболу Султану. Господин Султан приходится сыном покойному экс-главе администрации президента Сарбаю Калмурзаеву, а также входит в топ-50 самых богатых людей Казахстана по версии Forbes. 

Ещё одним владельцем ТОО «Беркут Аэропорт» значится ТОО «STAIER GROUP», учредителем которого является Айтмухаммед Алдажаров, член совета директоров (независимый директор) АО «Интергаз Центральная Азия».

Физическим лицом в руководителях ТОО «Беркут Аэропорт» числится экс-руководитель ТОО «Bek Air» и жена главы «Bek Air» Нурлана Жумасултанова - Айгуль Жумасултанова. Она проработала на посту руководителя компании с 29 августа 2013 года по 18 июля 2016 года. 

На отчётной встрече с населением аким ЗКО Гали Искалиев упомянул, что строительство хотят завершить в 2021 году. Удастся ли уложиться в этот срок, в СПК ответить затруднились.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif