Инвесторов попросят «рассмотреть и оказать»

Опубликовано
Предполагается, что главной темой обсуждения 22-го пленарного заседания СИИ будут возможные формы и способы участия иностранных инвесторов в политике диверсификации и технологического развития Казахстана. Казахстанская сторона подготовила свой вариант рекомендаций зарубежным партнерам. Какие предложения выскажут иностранные участники совета – пока неясно.

4 декабря в Астане пройдет очередное заседание совета иностранных инвесторов при президенте РК

Инвесторов попросят «рассмотреть и оказать»Предполагается, что главной темой обсуждения 22-го пленарного заседания СИИ будут возможные формы и способы участия иностранных инвесторов в политике диверсификации и технологического развития Казахстана. Казахстанская сторона подготовила свой вариант рекомендаций зарубежным партнерам. Какие предложения выскажут иностранные участники совета – пока неясно.

Однако, уже сейчас эксперты критически оценивают документы, подготовленные казахстанской стороной. Как заявил на условиях анонимности один из них, «текст рекомендаций не выдерживает никакой критики. Это просто набор благих пожеланий, начинающихся со слов «рассмотреть и оказать». Никакой смысловой нагрузки они, по большому счету, не несут». Более образно оценил эти рекомендации другой эксперт, заявивший: «написано совсем по Жванецкому, в такой логике: «Что-то консервов нет – может, в консерватории надо что-то поменять».

Согласно имеющимся в распоряжении «Къ» документам, совещание планируется коротким: с 10.00 до 12.15, когда его итоги должен подвести Нурсултан Назарбаев. Между тем, повестка дня не ограничится только заседанием: иностранным инвесторам, которые начнут прибывать в Астану 3 декабря, предстоят различные встречи, в том числе и двусторонние с президентом Казахстана.

Кто из членов иностранного состава совета прибудет лично, а кто пришлет замену, пока неизвестно. Глава «Русала» Олег Дерипаска, например, в заседании совета участия не примет. Его будет представлять заместитель, хорошо известный в Казахстане экс-министр финансов России, Александр Лившиц. Однако, Лакшми Митттал собирается лично посетить Казахстан: в программе заседания – его сообщение по ключевой теме о том, как ArcelorMittal видит «участие иностранных инвесторов в политике диверсификации и технологического развития Казахстана».

Предполагается, что практически все иностранные участники будут активно участвовать в заседании: от них ждут выступления либо комментариев в ходе обсуждения. Среди центральных выступлений, прежде всего, вышеупомянутый доклад г-на Миттала, доклад вице-президента Азиатского банка развития Шаою Жао «Повышение инвестиционной привлекательности несырьевых отраслей для иностранных инвесторов. Вопросы развития инфраструктуры», а также акционера ENRC Александра Машкевича, который расскажет, базируясь, видимо, на собственном опыте, о «Росте через технологические и управленческие инновации». Из запланированных во время обсуждения комментариев наиболее интересно предполагаемое выступление заместителя председателя по инвестиционному банкингу компании GP Morgan Робина Ренвика, который поделится видением банком «Роли государства в привлечении инвестиций частного сектора в проекты в Казахстане».

Обычно иностранные инвесторы, как правило, заранее формулируют свои рекомендации руководству Казахстана. Однако на этот раз получилось ровно наоборот. Свои рекомендации иностранным участникам изложит казахстанская сторона. Однако, как уже было сказано выше, эксперты, опрошенные «Къ», в целом невысоко оценивают качество этого документа.

Базовый же доклад на заседании «Об участии иностранных инвесторов в политике диверсификации и технологического развития Казахстана» сделает министр индустрии и торговли Асет Исекешев. В распоряжении «Къ» есть подготовленный к заседанию в МИИТе документ, в котором сотрудники министерства анализируют состояния дел на сегодняшний день, и на котором, видимо, будет базироваться доклад. Хотя документ относительно небольшой по объему, читать его достаточно сложно, поскольку он, по всей вероятности, подготовлен разными подразделениями МИИТа, и, следовательно, разделы весьма отличны друг от друга как по содержанию, в частности, по объему анализа, так и по стилистике. Более того, даже в итоговых рекомендациях присутствует стилистическая несогласованность между отдельными пунктами.

Тем не менее, ключевыми вопросами, по мнению МИИТа, должны стать 5. Это участие иностранных компаний в развитии СЭЗ, технопарков и индустриальных зон; участие иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность в развитии и коммерциализации прикладных исследований; содействие иностранных компаний в трансферте технологий; повышение инвестиционной привлекательности несырьевых отраслей, в том числе и для иностранных инвесторов; и результаты, достигнутые в формировании государственной политики по развитию казахстанского содержания.

По мнению аналитиков МИИТа, основными проблемами СЭЗ являются, во-первых, несогласованность действий госорганов, в частности, недостаточно быстрое строительство инфраструктурных сооружений. «Это происходит вследствие неоперативного выделения достаточных финансовых средств из государственного бюджета в силу действующего бюджетного законодательства, что приводит к увеличению времени между принятием решения о строительстве зоны и ее реальным воплощением», говорится в подготовленном документе. Во-вторых, налоговый режим. Так, по мнению МИИТа, исключение строительства из перечня льготных видов деятельности, негативно отразилось на развитии СЭЗ «Астана – новый город». В связи с отменой налоговых льгот происходит снижение темпов строительства. Ряд таких крупных инвесторов, как ТОО «Алдар ЕвроАзия» и ТОО «Lior Corporation», стоимость проектов которых составляет около $7 млрд, приостановили свою деятельность. «На этой СЭЗ была только льгота по освобождению от НДС, но с введением возврата дебетового сальдо по НДС эта льгота утратила свою актуальность. Кроме того, чтобы получить льготу, надо зарегистрироваться в Налоговом комитете по администрированию СЭЗ, а это давало повод для значительных коррупционных схем (не все налогоплательщики получали льготу по строительству на СЭЗ), а также ни один объект не был удешевлен в связи с льготой по НДС, а наоборот, все объекты на левобережье были гораздо дороже, чем строительство на правом берегу города», – рассказала «Къ» экс-глава департамента налоговой политики и прогнозирования Минэкономики Вера Кнюх.

Также сдерживающим является и тот фактор, что компании-потенциальные инвесторы часто не в состоянии применять льготы по КПН и налогу на имущество, поскольку находятся на начальном этапе и никакого имущества и прибыли у них нет.

Что же касается науки, то ей, согласно Стратегии индустриально-инновационного развития, отводится ключевая роль в диверсификации экономики страны. В частности, предусмотрено, что в этих целях к 2010 году будет осуществлен поэтапный переход финансирования науки до уровня 2% от ВВП.

Реализации Стратегии идет уже седьмой год, однако соотношение финансирования науки к ВВП остается по-прежнему на крайне низком уровне. Внутренние затраты на исследования и разработки к ВВП составили в 2003 и 2004 годах – 0,25%, в 2005 – 0,28%, в 2006 – 0,24%, в 2007 и 2008 годах – 0,21% и 0,22% соответственно, констатируют в МИИТе.

Еще одна болевая точка, которую обсудят с иностранными инвесторами, это трансферт технологий. Буквально накануне Счетный комитет РК распространил пресс-релиз, где говорится, что деятельность АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» убыточна с момента образования. Так, по сравнению с 2004 годом, в 2008 году убытки возросли на 1,6 млрд тенге, или в 16 раз. Как установил СК, АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» не соблюдало собственные правила по покупке акций и долей участия высокотехнологичных иностранных компаний. Приобретались акции компаний, имеющих ряд ограничений по осуществлению трансферта технологий в Казахстан. Как результат, Счетный комитет рекомендует правительству рассмотреть целесообразность дальнейшего функционирования АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий».

Между тем, ключевые решения, по мнению сотрудников МИИТа, в ведение которого перешел, кстати, АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», лежат в несколько другой плоскости. Проведя анализ, они пришли к следующим выводам и рекомендациям. На данный момент товары, работы и услуги отечественных товаропроизводителей и поставщиков работ и услуг можно разделить на три группы: товары, работы и услуги, производимые в Казахстане и соответствующие установленным требованиям, товары, работы и услуги, производимые в стране, но не соответствующие установленным недропользователями требованиям, товары, работы и услуги, не производимые и не предоставляемые в республике.

Относительно первой группы необходимо установление императива (безусловного требования) на приобретение данных товаров. «В данном случае необходимо помимо использования систем квот и условного снижения цены добиваться 100% приобретения данной группы потребителями», считают в МИИТе. А для компаний с госучастием также необходимо установить обязательное условие – приобретение только казахстанской продукции. Правда, для этого необходимо ввести соответствующую норму в законодательство о госзакупках. «В период кризиса банковского кредитования и снижения потребительской способности данная мера особо актуальна и способна поддержать развитие отечественных производителей. При этом средства должны оседать не у посредников, а у отечественных производственных предприятий», резюмирует МИИТ. Вряд ли такой подход к проблеме вызовет горячее одобрение иностранных участников дискуссии. Эксперты, опрошенные «Къ», полагают, что, прежде всего, на заседании необходимо обсудить пути привлечения в страну прямых иностранных инвестиций – крайне актуальный вопрос в условиях дефицита ликвидности и закрытых внешних рынков кредитования.

«Очевидно, что основной причиной отсутствия за годы независимости значимых прямых иностранных инвестиций в несырьевые отрасли стала низкая оценка потенциальными инвесторами уровня инвестиционной привлекательности таких отраслей в Казахстане в сопоставлении с альтернативами аналогичных инвестиций в других странах, где уровень издержек и рисков ниже, производительность труда выше и бизнес-климат лучше. Глобализация предоставила промышленным группам широкие возможности выбора в размещении производств в различных, в первую очередь, развивающихся странах, которые сейчас, по сути, конкурируют за эти инвестиции», – считает директор казахстанского Аналитического центра экономической политики Рахим Ошакбаев.

Примерно такой же позиции придерживается управляющий партнер ведущей российской компании в области стратегического консультирования «Strategy Partners» Александр Идрисов. «Абсолютным приоритетом в привлечении финансирования должны стать прямые иностранные инвестиции. Это один из немногих ресурсов, за которые страны борются. Казахстан пока вообще не боролся. При этом, когда мы говорим о прямых инвестициях в Казахстане, эксперты нам заявляют: обратите внимание, сколько средств мы привлекли на душу населения, впечатлитесь этими цифрами. Цифры, действительно, впечатляют. Но все эти инвестиции были привлечены в добычу полезных ископаемых. Так вот, хочу вас заверить, на рынке добычи полезных ископаемых борьбы за инвесторов нет», – констатирует он.

По мнению Рахима Ошакбаева, при выработке политики привлечения ПИИ необходимо постоянно сопоставлять условия инвестирования в Казахстане с альтернативами, которые предлагают инвесторам другие страны, чтобы пытаться в целом формировать ситуацию конкурентоспособности Казахстана в этом вопросе.

«В континентальном масштабе лучшие образчики, на которые нам следует равняться в вопросе создания конкурентоспособных условий для ведения бизнеса, это некоторые страны Восточной Европы (например, Венгрия, Болгария), Вьетнам, ОАЭ и Китай. В региональном масштабе организация некоторых производств, например, швейных, или, скажем, выращивание соевых бобов более рентабельны в Кыргызстане, нежели в Казахстане. И эта ситуация настораживает и требует со стороны Казахстана тщательного анализа и незамедлительных мер», – комментирует «Къ» Рахим Ошакбаев.

«Любая страна конкурирует за три ресурса, иногда мы называем пять. Первое – это природные ресурсы, и здесь РК выглядит замечательно. Второе – прямые инвестиции. Здесь Казахстан никак не выглядит: его нет на этом рынке. Третье – человеческие ресурсы и борьба за таланты – слабая позиция. Мы не конкурируем за таланты. К нам не едут талантливые люди, которых мы могли бы, как Австралия или Канада, к себе перетаскивать. Четвертое – рынки товаров и услуг. Мы неизвестны как страна происхождения рынка. И тем более, присутствия на других рынках. Пятое – это знания, за которые другие страны также борются. Пытаются первыми их найти, к себе затащить и реализовать на них тот самый инновационный процесс. Получается, что на сегодня у нас с вами есть только природные ресурсы. По остальным четырем пунктам мы должны дотянуть себя», – считает Александр Идрисов.

Совет иностранных инвесторов при президенте Казахстана
Создан как совещательно-консультативный орган для обеспечения прямого диалога с инвесторами, работающими в Казахстане, а также для оперативного решения проблемных вопросов, связанных с инвестиционной деятельностью. Кроме президента, который председательствует на заседаниях, в них принимает участие 20 иностранных компаний-членов Совета. Среди них практически все ведущие производители нефти, а также металлурги, включая крупнейших мировых игроков ArcelorMittal и «Русал» . 30% членов совета представляют мировые финансовые, аудиторские и консалтинговые институты.

Читайте также