Окно в мир

Опубликовано
Карим Масимов поручил АИС совместно с государственными органами рассмотреть и внести предложения по внедрению процедуры «электронного окна» для экспортно-импортных операций и перехода на электронное декларирование товаров.

Окно в мирКарим Масимов поручил АИС совместно с государственными органами рассмотреть и внести предложения по внедрению процедуры «электронного окна» для экспортно-импортных операций и перехода на электронное декларирование товаров.

В начале осени был опубликован рейтинг международной торговли, основанный на оценках непосредственных участников торгового процесса и отражающий качественный уровень условий для ведения торговли. Первое место в данном рейтинге занял Сингапур, имеющий очень либеральные и эффективные условия для ведения бизнеса и торговли. В рейтинге участвовали 183 страны, и Казахстан занял в нем 182 место. Ниже нас оказался только Афганистан – страна с перманентным вооруженным конфликтом и отсутствием крепкого государственного аппарата.

По словам руководителя казахстанского проекта USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) Малики Коянбаевой, несмотря на достаточно высокий уровень развития казахстанской экономики и стремление властей к постоянному совершенствованию, таможня пока остается одним из ее слабых мест. «Нами было опрошено 319 респондентов: 119 сотрудников контрольно-пропускных пунктов, 49 брокерских компаний, 15 транспортно-логистических компаний, 123 участника внешнеэкономической деятельности, 11 специалистов по таможенным вопросам. По результатам опроса выяснилось, что при осуществлении экспортно-импортных операций по закону предусмотрена 21 процедура, на деле же их 48. Прохождение всех процедур без учета транспортировки составляет для экспорта 11-55 дней, для импорта 2-42 дня», – утверждает она.

«Компании при проведении одной операции по импорту или экспорту должны заполнить от 33 документов и потратить более 150 тыс. тенге. Именно административные препоны, бюрократичность системы и широкое, неконтролируемое поле для коррупции ставит нашу страну на одно из последних мест в рейтинге международной торговли».

Выход Малика Коянбаева видит в создании Национального единого окна для экспортно-импортных операций. По ее словам, многие развитые страны перешли на систему электронного окна. К примеру, Швеция, систему которой сейчас изучает Казахстан, начала компьютеризацию таможни уже в 1989 году. Ныне шведское единое окно – глобальная система, через которую ежегодно проходит 95% всех таможенных деклараций. 85% всех экспортно-импортных операций в Швеции оформляются автоматически через систему единого окна.

«В идеале система должна выглядеть так», – рассказывает старший эксперт по таможенным вопросам RTLC Шолпан Досымханова. «Бизнесмен решает завезти какой-либо товар в страну. Он заходит в систему ЕО и вводит название товара. Система выдает ему код ТНВЭД, а также показывает все необходимые платежи и особенности импорта данного товара. Бизнесмен на основании договора с поставщиком заполняет предварительную таможенную декларацию, электронным способом производит все необходимые выплаты. В случае необходимости распечатывает документы. Когда товар приходит к казахстанскому таможенному посту, вся информация о сделке уже находится в системе. Сотрудник таможни на основании данных системы проверяет соответствие реального груза декларации и пропускает его на территорию страны. Затем товар приходит к пункту назначения, где бизнесмен производит завершающие необходимые действия».

Как отмечает Шолпан Досымханова, данная ситуация идеальна, и, вероятнее всего, мы придем к ней нескоро. Однако есть к чему стремиться. Система единого окна решает несколько проблем. Первая – информационная. Система будет открыта для любого желающего, и каждый предприниматель сможет выяснить все детали предстоящей сделки: законодательство, платежи, возможные барьеры. Вторая проблема – временные затраты. Не секрет, что сейчас для того, чтобы оформить торговую сделку, предприниматель тратит много времени на получение множества разрешений в различных инстанциях. Система ЕО снижает до минимума количество необходимых для посещения мест. Третья проблема – государственный контроль. С помощью информационных ресурсов единого окна государству легче отслеживать экспортно-импортные операции, вести статистку и контролировать процессы. И, наконец, четвертое – борьба с коррупцией. ЕО сокращает контакты бизнеса и чиновников, снижая риск коррупционных преступлений, так как работа перекладывается на компьютер.

По словам менеджера по внешнеэкономической деятельности компании «Dolce-Pharm» Габита Ильясова, введение единого окна весьма полезно. «Сейчас при осуществлении поставок товара из других стран, к примеру, из Китая, необходимо заполнять множество документов. Сложно уследить за всем, какие-то налоги вводятся, какие-то отменяются, изменяется механизм их исчисления. Компаниям приходится нанимать брокерские компании, что, вкупе с транспортными и налоговыми затратами, увеличивает расходы предприятия». Как отмечает Габит Ильясов, система единого окна, если она будет все же введена, принесет безусловную пользу бизнесу. «Осталось только этого дождаться», – добавил он.

«В создании единого окна 80% – это политическая подготовка. Междведомственные согласования, разработка концепции и технико-экономического обоснования, согласование политики, назначение лидирующей организации – эти вопросы занимают много времени. Техническая работа не представляет собой ничего принципиально сложного, так как уже есть готовые модели и нам нужно просто выбрать одну из них или создать свою, учитывая опыт других стран». В Казахстане есть политическая воля для этого решения. Недаром премьер-министр обратил особое внимание на создание системы. Конечно, есть и определенные барьеры. «При введении системы Национального единого окна необходимо будет определить одно лидирующее ведомство», – говорит Малика Коянбаева.

Читайте также