1843 просмотра
1843 просмотра

Крупную сеть АЗС не радует увеличение количества клиентов

Продолжающееся бензиновое ралли в стране, похоже, уже имеет своих фаворитов. Подобное предположение логично, исходя из указаний Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), ограничивших ТОО «Гелиос» в вопросах ценообразования, тогда как его основным конкурентам позволено держать цены более высокими.

Крупную сеть АЗС не радует увеличение количества клиентов

Крупную сеть АЗС не радует увеличение количества клиентов
Крупную сеть АЗС не радует увеличение количества клиентовПродолжающееся бензиновое ралли в стране, похоже, уже имеет своих фаворитов. Подобное предположение логично, исходя из указаний Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ), ограничивших ТОО «Гелиос» в вопросах ценообразования, тогда как его основным конкурентам позволено держать цены более высокими.

В начале ноября АРЕМ распространило информацию о том, что согласовало с сетью АЗС ТОО «Гелиос», АО НК «КазМунайГаз» и ТД «ПетроКазахстан» вопрос о повышении цен на высокооктановый бензин на 12%. Однако, в сетях АЗС цены на топливо сильно разняться. К примеру, на станциях «Helios» АИ-93 продается по 75 тенге за литр. В то же время стоимость аналогичного бензина в сетях АЗС «КМГ» и «Sinooil» превышает цены в «Helios», в среднем, на 10–12 тенге.

Как сообщили «Къ» в ТОО «Гелиос», такая ситуация сложилась в результате того, что в реальности АРЕМ своим распоряжением одобрило для компании повышение цен не на 12%, а только на 4% для АИ-93, и на 10% для высокооктановых АИ-96 и АИ-98. В результате – бензин от «Гелиоса» оказался более «популярным» по сравнению с конкурентами, ведь визуально сравнивая цены на стелах различных АЗС, большинство автолюбителей предпочитают заправляться именно на «Helios».

Впрочем, повышение продаж в несколько раз руководству «Helios» совсем не на руку, поскольку ресурсы компании, а также технологические особенности станций не рассчитаны на подобное увеличение трафика клиентов, который приходится обслуживать в настоящее время. Персонал и оборудование стандартной АЗС-компании просто не приспособлены к длительной работе в условиях таких высоких нагрузок. Вынужденный ценовой демпинг приводит к тому, что компания работает себе в убыток.

Немаловажным в компании считают и то, что, не вдаваясь в подробности, некоторые водители нехватку бензина рассматривают исключительно как злонамеренные козни компании, что, безусловно, не соответствует действительности, но отрицательно сказывается на ее имидже.

Напомним, о необходимости повышения цен на ГСМ говорили практически все участники рынка, ведь поскольку более 40% высооктанового бензина завозится из России, отечественным игрокам нельзя не учитывать особенности ценообразования в соседней стране – там топливо дороже почти на 30%.

И действительно, АРЕМ, казалось бы, правильно оценило положение дел и одобрило заявку компаний-доминантов на рынке ГСМ «для устранения дефицита бензина, вызванного снижением импорта из России». Так, по данным Агентства по защите конкуренции (АЗК), в сентябре текущего года объем поставок российского бензина снизился на 71% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Тем не менее, одобрив заявку, представители ведомства сразу оговорились, что обязательно будут рассматривать вопрос о снижении цен до прежнего уровня, как только ситуация на рынке стабилизируется.

Однако о том, каким образом ситуация может быть исправлена, говорили немногие. В АЗК виновными в росте цен на топливо называют посредников, в частности, оккупировавших рынок нефтепродуктов из России. Как заметил Борис Парсегов, заместитель председателя АЗК в одном из своих интервью, на ситуацию с ГСМ в Казахстане посредники оказывают самое серьезное влияние. «Может, кто-то из сотрудников НПЗ каким-то образом с кем-то и аффилирован, но не на том уровне, чтобы реально повлиять на ситуацию. А вот то, что есть целый пласт посредников, которые влияют на рынок, это вероятнее всего», – сказал он.

По словам чиновника, вред приносят не те посредники, которые купленную ими сырую нефть сначала перерабатывают, а потом продают, а те, кто, купив готовый бензин, сбывает его не на заправках, а перепродают третьей стороне. «Вот здесь и начинается элемент недобросовестной торговли», – подчеркивает он.

Впрочем, несмотря на однозначность этих выводов, АЗК совместно с финансовой полицией все же провели ряд проверок на предмет аффилированности с посредниками трех доминантов рынка ГСМ «Петро Казахстан», НК КМГ и «Гелиос», что, однако, не дало каких-либо результатов.

Как отмечают эксперты, в том числе и в самих ответственных госорганах сложившаяся ситуация с бензином в определенной степени связана с несовершенством казахстанского законодательства, и в него нужно вносить необходимые поправки с тем, чтобы максимально исключить элемент посредничества.

Говоря о вине посредников, не стоит все-таки забывать и о других серьезных факторах, влияющих на ситуацию с бензином в стране. Морально устаревшие отечественные нефтеперерабатывающие заводы не способны в настоящее время удовлетворить потребности собственного рынка, не говоря уже об экспорте ГСМ. Об этом, в частности, не раз говорил председатель фонда «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов.

Сегодня ряд игроков рынка ГСМ предпочитает бороться за рынок исходя из своих краткосрочных интересов, тогда как мировой опыт показывает необходимость инвестирования средств в модернизацию заводов с целью более глубокой переработки нефти. Надо сказать, впервые вопрос о повышении эффективности НПЗ встал еще в семидесятых годах прошлого века. Правда СССР так и не сумел реализовать этот проект, появились лишь его небольшие фрагменты, в том числе и завод в Павлодаре.

Выбранный АРЕМ и АЗК вариант ценового давления на крупные сети АЗС несет в себе опасные предпосылки. Ведь работать себе в убыток бизнес не будет, и если такая крупная сеть, как «Helios», остановит работу, для многих малых и средних предприятий вполне может наступить паралич, а население столкнется с ее большими проблемами.

Нынешнее же положение, когда государственное агентство создает неравные условия для основных игроков рынка ГСМ, наводит на мысли, что сложившаяся ситуация – это часть какой-то большой игры, направленной на полный захват этого рынка в Казахстане. Так это или нет – покажет время, тем более что «Гелиос» отправило в АРЕМ очередной запрос о повышении отпускных цен на свой бензин, и от того, каким будет ответ агентства, возможно, будет зависеть и ответ на поставленный выше вопрос.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram

kursiv_in_telegram.JPG


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Акции и индексы

ИНДЕКС S&P 500
     
 
АКЦИИ
FREEDOM HOLDING CORP
     

Читайте свежий номер

rgo