2819 просмотров

КТЖ дает обратный ход

Президент АО «Пассажирские перевозки» (ПП) Байдалы Даримбетов на совещании по вопросу организации железнодорожных пассажирских перевозок предложил концепцию реформирования структуры предприятий пассажирского хозяйства.

КТЖ дает обратный ход

КТЖ дает обратный ход
Президент АО «Пассажирские перевозки» (ПП) Байдалы Даримбетов на совещании по вопросу организации железнодорожных пассажирских перевозок предложил концепцию реформирования структуры предприятий пассажирского хозяйства.

Согласно представленной схеме реформирования, такие предприятия, как АО «Вокзал-сервис» и АО «Алматинский вагоноремонтный завод» (АВРЗ) перейдут в ведение КТЖ, АО «Вагонсервис» и АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания» (ПЛВК) войдут в состав АО «Пассажирские перевозки».

КТЖ, ПП, ПЛВК, АО «Вокзалсервис», АО «Вагонсервис», АВРЗ являются аффилированными между собой и входят в одну группу лиц. Экономическая концентрация, происходящая внутри одной группы, не требует согласования с антимонопольным органом.

Однако, как рассказал «Къ» и.о. председателя Агентства РК по защите конкуренции Жанат Кожахметов, предлагаемая АО «ПП» концепция реформирования структуры пассажирского хозяйства противоречит ранее принятым программным документам по реформированию железнодорожного транспорта.

Напомним, что согласно Программе реструктуризации железнодорожного транспорта на 2004-2006 годы, прежде единое пассажирское хозяйство было, как раз таки, и разделено на отдельные предприятия: ПП, АО «Пригородные перевозки», ТОО «Компания «ЖолаушыларТранс», АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», АО «Багажные перевозки», АО «Вагонсервис», АО «Вокзалсервис» и т.п. «Одной из основных целей Программы являлось усиление роли частного сектора, введение конкуренции в пассажирские перевозки», – разъясняет глава АЗК.

Программа способствовала появлению частных перевозчиков, однако, сейчас конкуренция в «чистом виде» отсутствует. На рынке пассажирских перевозок доминирует АО «ПП», которое контролирует предприятия как основной, так и обеспечивающей сервисной деятельности пассажирских перевозок. Выполнение же данных функций одновременно владельцем инфраструктуры и перевозчиком нарушает принцип равноправия хозяйствующих субъектов и способствует нарушению норм Закона РК «О конкуренции».

«В этой связи у частных перевозчиков отсутствуют равные возможности в предоставлении услуг пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и получении необходимых для осуществления перевозки услуг (доступ к вагонам, АСУ «Экспресс -3», услуги вокзалов, продажа билетов, ремонт и т.п.). Все это ставит частных перевозчиков в зависимое от ПП положение и служит причиной обращений в антимонопольный орган», – комментирует Жанат Кожахметов.

По мнению АЗК, создание одной компании путем реорганизаций ПП и присоединения к нему ПЛВК и АО «Вагонсервис» приведет к ограничению конкуренции на рынке пассажирских перевозок.

Кроме того, в целях равного доступа всех перевозчиков к получению в аренду пассажирских вагонов, сервисным и ремонтным услугам на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом необходимо отделение обеспечивающей и сервисной деятельности пассажирских перевозок от основной.

«Это можно сделать путем выведения из состава Общества АО «Вокзалсервис», ПЛВК, АО «Вагонсервис», при этом пакет акций ПЛВК передать в государственную собственность с последующей передачей прав владения и пользования МТК, либо в государственное частное партнерство», – предлагает Жанат Кожахметов.

Вышеуказанные предложения были направлены в правительство РК и Минтранском РК, в том числе были озвучены на недавнем совещании в МТК по вопросу организации железнодорожных перевозок.

Как сообщил «Къ» и.о. председателя Комитета транспорта и путей сообщения Минтранскома Болат Нарегеев, в настоящее время принято решение создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию организации пассажирских перевозок, в рамках которой, в том числе, будут рассматриваться вопросы, касающиеся структуры группы компании ПП, объединения и условий перехода компаний. В рабочую группу войдут представители АЗК, АРЕМ, МЭБП, «Самрук-Казына», АО НК КТЖ и ПП.

КТЖ «Къ» комментариев по своей новой концепции не предоставил.

АО «Национальная компания «Казакстан Темир Жолы»:

На КТЖ приходится 68% всех грузовых перевозок и около 60% всех пассажирских перевозок республики. В компании занято более 1% трудоспособного населения страны. Доход КТЖ в 2008 году составил 431 млрд тенге.

banner_wsj.gif

3629 просмотров

В Казахстане торговые центры ожидают к осени оттока арендаторов

Прогнозируется, что последствия кризиса для ретейлеров еще впереди

Фото: Офелия Жакаева

Двухмесячный карантин практически не проредил ряды арендаторов торговых площадей в казахстанских торговых центрах. Но девелоперы настроены не слишком оптимистично и прогнозируют, что главные последствия кризиса для ретейлеров еще впереди.

С 25 мая арендаторы ТРЦ открыли двери своих офлайн-магазинов и начали торговлю, пытаясь наверстать месяцы простоя. Девелоперы сообщают, что потерь среди арендаторов торговых центров практически нет.

«Несмотря на сложнейший период на рынке ретейла, на данный момент мы существенного оттока арендаторов не видим ни в своих центрах, ни в других проектах на рынке», – комментирует ситуацию директор по управлению торговыми активами компании, управляющей несколькими ТРЦ в Алматы и Нур-Султане, Шахида Садырова.

Слабым звеном оказались единичные мелкие арендаторы, которые не успели закупить летние коллекции перед объявлением режима ЧП. Так, молл «Апорт» из 272 арендаторов покинули 9 небольших индивидуальных предпринимателей. ТРЦ «Спутник» не досчитался двух-трех арендаторов. В то же время в молле «Апорт» за первый месяц работы после локдауна открыли свои магазины десять новых брендов, кроме того, открылся бар «Пинта», который занял сразу 900 кв. м. Готовится к открытию McDonald’s с McCafe, Marwin&Меломан и еще несколько брендов, сообщает один из основателей и совладелец моллов «Апорт» Дмитрий Ревин.

В «Достык Плаза», по данным директора департамента аренды Марины Шишкиной, открылись новые бутики по продаже ювелирных изделий, парфюмерии, товаров для детей. Девелоперы отмечают, что период локдауна повысил спрос на домашний текстиль, товары для творчества, книги, настольные и семейные игры. Однако владельцы и управляющие торговыми центрами не спешат радоваться, полагая, что последствия текущего кризиса отрасль почувствует к осени. К этому времени рынок могут покинуть в первую очередь непрофессиональные и несетевые игроки, у которых нет достаточной ликвидности для поддержания товарооборота.

«В ситуации неопределённости игроки на рынке зачастую не готовы принимать сложные для себя и судьбоносные решения. Мы прогнозируем существенный отток арендаторов, которые завершат свою историю на рынке после летнего сезона. Те арендаторы, которым не удалось договориться на особые льготные условия аренды, не смогут вовремя и в полном объёме заказать осенние коллекции и полноценно торговать на рынке», – объясняет Садырова.

«Осенью возможны изменения, когда мы почувствуем результаты карантина и остановки экономики», – соглашается с коллегой управляющий ТРЦ «Спутник» Ержан Уразбаев.

При ограничении доступа к офлайн-магазинам сложно будет удержаться на плаву и тем игрокам, кто не смог наладить онлайн-торговлю.

«Игроки, вовремя инвестировавшие в эффективные инструменты онлайн-продаж, сегодня окажутся в приоритете и будут иметь больше шансов на безболезненный выход из посткарантинного периода», – считает Садырова.

Чтобы минимизировать потери и сохранить вакантность на приемлемом уровне, девелоперы разрабатывают для арендаторов льготные схемы арендных платежей с разными сценариями.

Среди самых распространенных: скидки и отложенные платежи, равномерно распределенные на посткарантинный период, либо единовременные платежи в конце 2020-го – начале 2021 года.

 

*Материал подготовлен при поддержке Colliers International Kazakhstan
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg