nedvijimost-v-krizis.png

1822 просмотра

Закон не защитит потребителей

Каждый четвертый продукт питания в Казахстане не соответствует отечественным техническим регламентам. По мнению руководителя Национальной лиги потребителей Светланы Савченко, для исправления этой ситуации необходимо усилить материальную ответственность недобросовестных бизнесменов и упрочить финансовое положение обществ по защите прав потребителей.

Закон не защитит потребителей

Закон не защитит потребителей
Каждый четвертый продукт питания в Казахстане не соответствует отечественным техническим регламентам. По мнению руководителя Национальной лиги потребителей Светланы Савченко, для исправления этой ситуации необходимо усилить материальную ответственность недобросовестных бизнесменов и упрочить финансовое положение обществ по защите прав потребителей.

Споры по поводу положения обществ по защите прав потребителей породил одноименный законопроект, который сейчас рассматривается общественной палатой при мажилисе парламента РК.

По словам Светланы Савченко, лиге потребителей так и не удалось добиться введения в законопроект штрафов для продавцов или производителей, которые отказываются в добровольном порядке урегулировать спор с потребителем. «В сфере защиты прав потребителей мизерные иски, и многие просто-напросто не пойдут в суд. А значит, и те предприниматели, которые продавали некачественные товары, окажутся безнаказанными», – рассуждает глава национальной лиги потребителей.

В случае принятия этого предложения с изготовителей некачественного товара могли бы взиматься штрафы, в три (в случае причинения вреда имуществу) и пять (в случае причинения вреда жизни и здоровью) раз превышающие сумму иска. Причем 70% от суммы штрафа предлагалось перечислять в госбюджет, а 30% – в пользу общества по защите прав потребителей (ОЗПП). Кстати, норма о разделении суммы штрафа между ОЗПП и госбюджетом в указанной пропорции содержится в фактически действующем сегодня законе «О защите прав потребителей» от 1991 года.

Другая инициатива лиги потребителей, которая пока не нашла понимания у разработчиков законопроекта, касается исков, поданных ОЗПП в пользу неопределенного круга потребителей. К примеру, при обнаружении самим продавцом (изготовителем, производителем) изъяна у целой партии товара. Если при этом суд решит удовлетворить иск и оштрафует производителя, то национальная лига потребителей предлагает направлять 30% от суммы штрафа в пользу ОЗПП, а 70% – в госбюджет.

Вице-министр индустрии и торговли Едиль Мамытбеков свой отказ вводить указанные нормы мотивирует их противоречием новому бюджетному кодексу. «Мы не можем вкладывать в данный законопроект нормы, которые противоречат бюджетному кодексу, налоговому кодексу. В первую очередь надо в эти документы внести изменения», – говорит чиновник. По его мнению, прежде всего, необходимо принять новый закон «О защите прав потребителей», который бы заменил аналогичный устаревший нормативный акт 1991 года.

Не против введения штрафов недобросовестным производителям депутат мажилиса Айгуль Соловьева. Однако необходимо учитывать иерархию нормативных актов. «Штрафы прописаны в административном кодексе, поэтому это не норма этого закона («О защите прав потребителей» – авт.). Даже если мы в этом законе напишем, что там 100% он должен выплатить, в суде будут опираться на кодекс, потому что он по иерархии выше», – говорит в комментарии «Къ» депутат. Более того, по ее мнению, все общественные некоммерческие объединения должны быть в равном правовом поле. И если обществу по защите прав потребителей будет дано право на получение части штрафов, то финансирование должно быть предусмотрено и для других объединений профсоюзов, обществ инвалидов и т.д.

Между тем, Светлана Савченко в беседе с «Къ» высказывает мнение, что Казахстан должен пойти по стопам других развитых государств. Так, по ее словам, в России штраф за отказ от добровольного урегулирования спора составляет 50% от суммы иска. Причем 25% идут на расчетный счет общества защиты прав потребителей, а 25% – в госбюджет. По словам главы лиги потребителей, за последний год организация сумела урегулировать более 5000 жалоб в досудебном порядке и подала около 500 исков.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif