nedvijimost-v-krizis.png

1128 просмотров

Казахстан Speed-Drive 2009

Скорость движения казахстанской экономики определяется качеством дорог железных, автомобильных, энергетических. Развитая транспортная инфраструктура – это не только многомиллионные доходы от транзита. Это еще и быстрая надежная связь между регионами, центрами производства и рынками сбыта.

Казахстан Speed-Drive 2009

Казахстан Speed-Drive 2009
Скорость движения казахстанской экономики определяется качеством дорог железных, автомобильных, энергетических. Развитая транспортная инфраструктура – это не только многомиллионные доходы от транзита. Это еще и быстрая надежная связь между регионами, центрами производства и рынками сбыта.

Прокатиться от китайских границ до берегов Балтии с ветерком? Легко. По шестиполосному автобану «Западная Европа – Западный Казахстан» путь из Европы в Азию займет у вас всего девять-десять дней. Автокоридор свяжет Ляньюнган, Чженчжоу, Ланьчжоу, Урумчи, Хоргос, Алматы, Кордай, Тараз, Шымкент, Кызылорду, Актобе, Оренбург, Казань, Нижний Новгород, Москву, Санкт-Петербург. Общая протяженность транзита – 8445 километров. Из них около трети пройдет по казахстанской территории. К примеру, на тот же путь по морю нужно потратить 45 дней, то есть в четыре с половиной раза больше.

Кому выгодно строительство евразийского коридора? В первую очередь, конечно, нашим соседям-китайцам, которые смогут быстро доставлять товары с «мировой фабрики» на европейские рынки сбыта. Во-вторых, несомненно, Казахстану. Его доля в транзите возрастет до 20 процентов – с 0,9 до 3,5 миллиона тонн в год. Только на прямых отчислениях в бюджет страна сможет зарабатывать 56 миллиардов тенге. Среднегодовой суммарный экономический эффект от реализации проекта равняется 55 миллиардам тенге. На сокращении времени в пути экономится еще почти 33 миллиардов тенге. Можно предположить, что и эти суммы не окончательные, поскольку, по данным МВФ, Суэцкий канал и проливы Босфор и Дарданеллы уже сегодня работают на пределе возможностей, а значит, в скором времени можно ожидать переориентации большинства торговых транспортных маршрутов с моря на сушу – на казахстанскую сушу, разумеется.

Еще один плюс от строительства дороги в условиях глобального финансового кризиса – оживление деловой активности в наиболее населенных областях страны – южных. Оживленная трасса сама по себе – это настоящий инкубатор для малого и среднего бизнеса, который сможет конвертировать свои силы и финансы в закусочные, мотели, стоянки, заправки и другие высокодоходные предприятия придорожного сервиса.

Финансовый расклад по проекту такой: половину расходов берет на себя Казахстан, другую половину – пять международных финансовых институтов. 180 миллионов долларов дает Европейский банк развития, еще 700 миллионов – Азиатский банк развития. Международный банк реконструкции и развития выделит 2 миллиарда 125 миллионов тенге, Исламский банк развития – 414 миллионов долларов, а Японское агентство международного сотрудничества – 100 миллионов долларов. Таким образом, проект получился в полном смысле слова интернациональным не только по географическому охвату, но и по части финансирования.

Дополнительные инвестиции в проект будут привлечены на основе государственно-частного партнерства. Самые «хлебные» участки автобана отдадут на откуп предпринимателям. Они будут поддерживать трассу в хорошем состоянии, а за это получать плату с водителей трейлеров и грузовиков. Такая схема неплохо зарекомендовала себя в странах Евросоюза: Италии, Германии, Франции. Кто там был, тот знает.

В этом году планируется привести в порядок 974 километра дорожного полотна в Кызыл-ординской и Жамбылской областях, а также на участке «Карабутак – Иргиз». При этом социальный эффект от реализации проекта оценивается в 50 тысяч рабочих мест. Автобан будет сдан в эксплуатацию к концу 2012 года.

Помимо трансконтинентального коридора, в планах правительства отремонтировать еще 700 км автомобильных магистралей республиканского значения.

Дороги разные нужны, дороги разные важны. До конца 2011 года будет введена в эксплуатацию железнодорожная ветка «Коргас – Жетыген» протяженностью 298 километров. Это позволит открыть второй пограничный пункт перехода с Китаем и тем самым увеличить пропускную способность казахстанского транзита. При этом путь из Китая в южные регионы страны после запуска новой ветки сократится на 500 километров. В ходе реализации этого проекта рынок труда получит более 5500 рабочих мест, из них только в этом году будет открыто 2000 вакансий.

Кроме того, в апреле за счет средств республиканского бюджета будет продолжено строительство железнодорожной линии «Ералиево – Курык» стоимостью более 8 миллиардов тенге. Таким образом, создаются условия для развития береговой инфраструктуры прикаспийских территорий Республики Казахстан и транспортного обслуживания порта Курык.

Другая рельсовая артерия «Узень – Берекет – Горган» длиной 138 километров напрямую свяжет Казахстан с Туркменистаном, Ираном и странами Персидского залива. На строительстве данного объекта ценой более 60 миллиардов тенге будет задействовано почти 2500 человек.

Вслед за автомобильными и железнодорожными трассами на юг тянутся и энергетические маршруты. В этом году власти Казахстана приступят к реализации еще одного амбициозного проекта – магистрального газопровода «Бейнеу – Шымкент». Новый газопровод будет обеспечивать энергосырьем южные районы страны, которые сегодня зависят от поставок из Узбекистана. Общая расчетная стоимость проекта составляет более 465 миллиардов тенге.

Газовая артерия заработает с 2014 года, а в ближайшей перспективе планируется запустить две новые ветки электропередач: второй участок ВЛ 500 кВ «Экибастуз – Агадырь» длиной 462 км и третий участок ВЛ 500 кВ «Агадырь – ЮКГРЭС» протяженностью 386 км. По ним электричество из северной зоны ЕЭС Казахстана будет перебрасываться в энергодефицитные регионы юга. При этом пропускная способность сети возрастет с нынешних 730 МВт до 1350 МВт.

Инфрастраструктурные проекты в энергетике, дорожном строительстве и телекоммуникациях задают общий вектор казахстанского прорыва. На международном уровне он направлен в сторону потенциальных рынков сбыта для продукции местных производителей. В национальном масштабе развитие сети транспортных артерий для перемещения товаров, людей и энергоресурсов призвано связать все регионы страны в единую производственную, логистическую и информационную сеть.

Фактически речь идет о превращении Казахстана в одно большое современное предприятие, которое будет наращивать объемы производства, создавать новые рабочие места и таким образом подталкивать вверх уровень благосостояния общества.

И для того, чтобы это предприятие работало как швейцарские часы, необходимо привести амбициозные планы и проекты в соответствие с реальной картиной издержек и ожидаемой рентабельности. По-видимому, именно такой логикой руководствовался глава правительства Карим Масимов, поручая Министерству экономики и бюджетного планирования совместно с Национальной экономической палатой «Атамекен» разработать карту рационального размещения производственных мощностей. Эта карта позволит правильно распределить потоки государственной помощи и иностранных инвестиций, которые будут питать каждое из семи направлений форсированной индустриализации. Иными словами, ускоряться будем грамотно, со всеми необходимыми предосторожностями. Ведь правил дорожного движения в Казахстане пока еще никто не отменял, даже если эта дорога ведет в будущее.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif