Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1147 просмотров

Рецепты от банковских дефолтов

Ситуация в банковском секторе продолжает оставаться тревожной: активы банков испытывают давление внешних обязательств, а кредитные портфели ухудшаются. В связи с этим президент страны Нурсултан Назарбаев поручил уделить особое внимание риск-менеджменту финансовых организаций, международные же эксперты советуют властям изменить само банковское законодательство и систему надзора.

Рецепты от банковских дефолтов

Рецепты от банковских дефолтов
Ситуация в банковском секторе продолжает оставаться тревожной: активы банков испытывают давление внешних обязательств, а кредитные портфели ухудшаются. В связи с этим президент страны Нурсултан Назарбаев поручил уделить особое внимание риск-менеджменту финансовых организаций, международные же эксперты советуют властям изменить само банковское законодательство и систему надзора.

Для облегчения давления на банковские активы ведомствам поручено проанализировать возможности модификации внешних обязательств. «Необходимо отслеживать риски, которые еще присутствуют в финансовой системе, и быть способными отвечать на любые вызовы, которые могут последовать», - говорит председатель Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елена Бахмутова. Она отмечает, что увеличение кредитного портфеля казахстанских банков в первом квартале текущего года было связано с переоценкой валютных активов после проведенной девальвации.

Однако названных главой АФН мер недостаточно - необходимо кардинальное совершенствование системы финансового надзора, заявляет, в свою очередь, японский специалист в области финансовой политики и финансовых операций Масатака Имамура. «Я думаю, что казахстанское правительство должно провести всеобщее восстановление финансового сектора республики», - говорит он.

По мнению эксперта, эта работа должна проходить в трех направлениях. Первое включает в себя совершенствование частного сектора. Второе - государственный сектор, и третье направление - это совместный сектор: частный и государственный. «Все должно происходить на уровне банковских финансовых институтов», - отмечает он. Кроме этого, считается, что каждый существующий в Казахстане банк должен увеличить кредитование малого и среднего бизнеса, причем правительству нужно принять в этом участие.

Особенно, по оценке аналитика, необходимо улучшить работу АФН. «Нужно усилить роль этого ведомства. Оно должно постоянно наблюдать, правильно ли и соответствующим ли образом банки контролируют свои риски», - поясняет Масатака Имамура. В случае если банк не соответствует требованиям АФН, руководство банка должно быть наказано. Подобный опыт существует в Японии. Там в связи с коллапсом экономики подобным образом была изменена методология оценки работы банков.

Вместе с тем эксперт отметил, что правительство Казахстана приняло правильное решение, войдя в банки на время кризиса. «Но постепенно государство должно выйти из акционерного капитала этих банков и передавать контроль их руководству», - говорит он. Это объясняется тем, что лучшие результаты достигаются, когда работают частные банки. «Бизнес будет лучше работать в частном секторе», - заключает Масатака Имамура.

Еще одним важным шагом в стабилизации банковской системы является установление более строгих и простых требований к доле резервного капитала, считает американский юрист в области коммерческого права и банкротства Дэниэл Гуттерман. «Банки должны хранить определенную долю наличности в запасе, и ее нужно увеличивать. Это требование здравого смысла», - поясняет он «Къ». Эксперт также поддерживает действия государства по вхождению в капитал системообразующих банков.

Правительство Японии одобрило рекордный пакет антикризисных мер в размере 15 триллионов иен ($150 млрд). Предварительно размер данного пакета оценивался в 10 трлн иен ($100 млрд), или 2% ВВП страны. Размеры утвержденного пакета превысили все прошлые японские программы, направленные на преодоление кризиса.

1077 просмотров

Бизнесменам не нужны убыточные коммунальные предприятия Балхаша

На их реабилитацию потребуются миллиарды тенге

Фото: Shutterstock

По мнению чиновников, коммунальные предприятия, снабжающие жителей Балхаша водой и теплом, непривлекательны для инвесторов. Так ли это на самом деле, выяснял «Курсив». 

Акимату Балхаша подчиняются три убыточных коммунальных госпредприятия (КГП): «Балхаш Су», «Су жылу транс» и «Балхашэнерго». Работы и услуги, не входящие в их тарифную смету, субсидируются из бюджета, чтобы тариф был финансово устойчивым и не возникло социальной напряженности. 

«Без субсидирования данных статей затрат стоимость коммунальных услуг была бы в несколько раз выше. 70% инженерных сетей города имеют большой износ. То есть расходы по содержанию предприятий несопоставимы с их доходами», – поясняет руководитель отдела ЖКХ Айрат Карамурзин.  

Подведомственные акимату организации являются не только убыточными, но и проблемными. КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» находятся в сложном финансовом положении, КГП «Балхашэнерго» – на реабилитации. 

Братья-близнецы

КГП «Балхаш су» снабжает население питьевой водой, а также отводит канализационные воды. На протяжении нескольких лет предприятие работает в убыток. В прошлом году на его поддержку из областного бюджета выделили 200 млн тенге, в этом – 184 млн тенге.  
 
По данным департамента регулирования естественных монополий Карагандинской области, неисполнение тарифных смет КГП «Балхаш Су» в 2017 году причинило ущерб потребителям в размере 282 млн тенге. Для его возмещения был введен компенсирующий тариф. На днях бывшего директора предприятия Талгата Ежибаева осудили на 3,5 года ограничения свободы за злоупотребление должностными полномочиями. Согласно материалам уголовного дела, он подделал документы, чтобы формально исполнить тарифную смету. Ущерб государству составил 123 млн тенге. 
 
Кроме того, КГП «Балхаш Су» задолжало своим работникам 46 млн тенге. Они не получали заработную плату два летних месяца – июль и август. Выяснилось, что счета государственного предприятия арестованы с июля 2019 года из-за долга перед поставщиком электроэнергии ТОО «КазЭнергоЦентр» в размере 460 млн тенге. 

Как пояснил г-н Карамурзин, предприятие не смогло выплатить данную сумму по причине сложной финансовой ситуации, в которой оказалось после введения компенсирующего тарифа. В связи с этим на его счета наложили арест, который уже сняли. Сейчас организация выходит на стабильный режим работы. Она рассчиталась с сотрудниками за июль, в то время как августовские зарплаты выплачивает по мере поступления средств на свой счет. 
 
Интересно, что дела КГП «Су Жылу Транс», поставляющего населению тепло и горячую воду, идут по похожему сценарию, с той лишь разницей, что оно еще не задерживало зарплаты сотрудникам. Организация тоже не исполняла тарифные сметы, причинив потребителям чуть меньший ущерб – 201 млн тенге. Сейчас бывшего руководителя организации Бейсембека Сармантаева обвиняют в злоупотреблении должностными полномочиями, а именно в заключении фиктивных договоров с поставщиками на сайте госзакупок. 

В отношении КГП «Су Жылу Транс» департамент по регулированию естественных монополий Карагандинской области собирался ввести компенсирующий тариф. Однако в последний момент поменял решение, заменив его на более высокий тариф в качестве чрезвычайной регулирующей меры. Причиной послужило увеличение стоимости приобретаемой тепловой энергии у Балхашской ТЭЦ ТОО «Казахмыс Энерджи».

Фактическое повышение цен монополист произвел раньше на полтора месяца, чем предписывал антимонопольный орган. С 1 августа он увеличил тариф на горячую воду почти вдвое – со 136 тенге за куб. м до 262 тенге за куб. м. Сейчас по данному факту проводит расследование департамент. 

Вместе с тем КГП «Су Жылу Транс» задолжало ТОО «Kazakhmys Energy» 765 млн тенге, что почти вдвое больше по сравнению с долгами КГП «Балхаш Су» перед ТОО «Каз­ЭнергоЦентр». 

Предприятие также получает дополнительную поддержку от государства. В 2018 году из областного бюджета ему выделили 234 млн тенге, в 2019-м – 234 млн тенге.

Бездонный колодец 

Несколько лет назад в Казахстане началась оптимизация подведомственных организаций госорганам. В «Комплексный» план приватизации на 2016-2020 годы» вошли 780 объектов, из балхашских КГП в их числе оказалось только «Балхаш Энерго», которое до 2022 года будет проходить процедуру реабилитации.  

По словам Айрата Карамурзина, акимат не выставляет КГП «Балхаш Су» и КГП «Су Жылу Транс» на торги ввиду их инвестиционной непривлекательности. К примеру, для организации нормального водоснабжения на ремонт городских сетей, водозаборных и очистных сооружений, а также водовода поселка Саяк необходимо потратить 24,7 млрд тенге.

Юрист Ирина Фурсова полагает, что нежелание акимата передавать предприятия в частные руки может иметь другое объяснение.  
«С 2009 года департамент по регулированию естественных монополий утверждает инвестиционные программы для реконструкции коммунальных сетей. В числе прочих такой возможностью воспользовались ТОО «Караганды Су», ТОО «Теп­лотранзит Караганда», ТОО «Караганды Жарык». Балхашские КГП тоже могли бы проводить инвестиционные программы и через тариф получать деньги на реконструкцию коммунальных сетей. Почему акимат этого не сделал? Вероятно, ему выгодно брать субсидии из бюджета, совершенно не беспокоясь о модернизации этих сетей», – рассуждает правовед.
 
По мнению вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей РК Тимура Назханова, установленная еще в советские годы система функционирования КГП в настоящее время не работает, поэтому необходима полная перестройка. 

«Общественность не допускается к реальным расходам и доходам этих предприятий. Они фактически закрытые. Система такая, что все нужно кардинально менять. Иначе так и будет бездонный колодец, куда уходят деньги налогоплательщиков», – отметил г-н Назханов.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций